Неизвестная мастерская (мануфактура)
Ваза. XVIII век
Голландия, Делфт
Фаянс, роспись подглазурная монохромная
Высота: 21
Поступила в 1897 году по завещанию А. П. Боголюбова
В середине XVII века голландская Ост-Индская компания, завладевшая всей торговлей с Японией и Китаем, активно стала ввозить на своих судах разнообразные дальневосточные художественные изделия. Самым ценным и прибыльным грузом считался фарфор, который после знаменитого путешествия Марко Поло в Китай (1271–1292) приобрел необыкновенную популярность в Европе. Рукотворный материал с просвечивающим черепком по однородности текстуры, чистоте цвета, сравнивали с полудрагоценными камнями, наделяли необычными свойствами. Но, привозимый из стран Дальнего Востока, он стоил очень дорого и был доступен лишь наиболее состоятельным классам общества.
Многочисленные попытки раскрыть тайну производства фарфора предпринимались во многих европейских странах. Однако полученные материалы поначалу только внешне напоминали фарфор, подражая его фактуре, цвету. Особых успехов в имитации произведений из дальневосточного фарфора добились голландские мастера. Производимый в городе Делфт белый фаянс, расписанный синими узорами, в настоящее время известен во всем мире. Массовое гончарное производство началось здесь в XVII веке. Поначалу делфтская керамика с аляповатой росписью, подражавшей рисункам китайских мастеров, была грубой копией восточного фарфора.
Но достаточно быстро керамические изделии достигли высокого уровня. С середины XVII века в Делфте стали выпускать сравнительно дешевые фаянсовые изделия, с иллюзорной точностью имитирующие формы и декор китайского фарфора.
В Делфте производили различную посуду, вазы, изразцы и плитки для облицовки стен и кафельных печей. Позже, кроме копирования восточных рисунков, мастера стали украшать свои изделия традиционными голландскими пейзажами с мельницами, рыбацкими лодками, сценами охоты, библейскими сюжетами и цветочными композициями. Так вырабатывался тот особый китайско-голландский стиль, которому стали подражать и в других странах.
Ваза из музейного собрания расписана в сине-голубых тонах в жанре «цветы и птицы», одном из самых популярных в китайском искусстве. Голландский мастер пытается точно повторить китайский образец с необычной для европейской керамики формой, расписанный экзотической растительностью и заморскими птицами.