Германия (?). Неизвестный завод XIX век
Кувшин
Стекло бесцветное сероватое, выдувание, налепы, гравировка.
Высота: 23
Поступил в 1885 году от А. П. Боголюбова
Расцвет венецианского стеклоделия начинается во второй половине XV века. Именно с этого времени, с изобретения бесцветного содового стекла (la cristallo), произведения стеклодувов острова Мурано определили моду на изящный венецианский стиль во всей Европе. Выгодное географическое расположение Венеции, крупный международный порт и речной песок без примесей способствовали расцвету стекольного искусства именно здесь. Тонкое и хрупкое стекло было предметом роскоши и высоко ценилось. Несмотря на то, что Венецианская республика пыталась сделать производство стекла исключительно своей привилегией, мастера-стеклодувы покидали Мурано и обосновывались в других городах. Таким образом, искусство венецианских стеклоделов проникло в другие европейские страны.
Кувшин из собрания Радищевского музея бесцветного прозрачного стекла с двумя тонкими ручками и высоким узким горлом произведен в эпоху историзма в Германии в так называемом венецианском стиле, façon de Venise. Постепенно, с конца XVII века влияние Венеции на европейское стекло ослабевает, богемские и немецкие стеклоделы вырабатывают собственный стиль. Однако интерес к старине во времена историзма снова возрождает замысловатые венецианские мотивы, но в новом исполнении.
Более плотное, чем венецианское, немецкое стекло еще с XVII века стали гравировать металлическим вращающимся колесом. Это матовая гравировка широкими плоскостями, а не тончайшее «кружево», которое на Мурано создавали алмазным штихелем. Летящие птицы и виноградные лозы украшают кувшин, а извивающиеся налепные стеклянные нити делят его на сектора и обвивают горло. Все это создает на немецком стекле пластичный и декоративный стиль Венеции.