Китай. Мастерские Кантона (Гуанчжоу)
Тарелка. Середина XVIII века
Медь, эмаль, роспись эмалевыми красками
Диаметр: 26,8
Поступила в 1916 году по завещанию М. Н. Галкина-Враского
В XV веке в Европе появилась совершенно новая техника декоративно-прикладного искусства – живописная эмаль. Центром развития новой техники стал французский город Лимож. Существует предположение, что первые расписные эмали появились в период поиска разгадки секрета китайского фарфора как подражание восточному диковинному материалу, но очень быстро развились в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства. Живописные эмали были весьма популярны и получили широкое распространение во многих европейских странах.
В Китае мастерские, занимающиеся производством расписных эмалей, возникли под влиянием европейских образцов, которые привозили с собой миссионеры-иезуиты и купцы Ост-Индской торговой компании в конце XVII – начале XVIII века. В это же время в Китае возник интерес к европейскому искусству, подобный моде на «китайщину» (от французского chinoiserie) в Европе. Первые расписные эмали начали изготавливать в конце правления императора Канси (1662–1722) в Кантоне. Несколько позже производство эмалевых изделий было налажено в Пекине, в дворцовых мастерских. Китайские расписные эмали на металле, так же как фарфор, принято делить на «семейства» в соответствии с преобладающими в росписи цветами.
Первые живописные эмали были расписаны в гамме «зеленого семейства». Она отчасти совпадала с палитрой французских (лиможских) эмалей. Позже в период правления императора Цяньлуна (1736– 1796) получило распространение «розовое семейство». Считается, что технология изготовления розовой краски была заимствована у западных мастеров, поэтому «розовое семейство» имело еще одно название – Янцай (Yangcai, 洋彩) – буквально «заграничные цвета». Классическим образцом произведений этого периода можно считать тарелку из собрания Радищевского музея. Ее украшает великолепная полихромная роспись с преобладанием различных оттенков розового, зеленого, желтого, фиолетового, оранжевого и коричневого цвета. На белом фоне в центре композиции изображен фазан, сидящий на ветке цветущей дикой сливы – мэй. По краю борта синим цветом выведен китайский аналог меандра – «лэйвэнь» («громовой узор»). Оборот украшен по центру синим медальон с грозным драконом, и цветущими ветками персика, розы, лилии, гвоздики, расположенными по борту.