Людвиг Гуттенбрун / Ludwig Guttenbrunn 1750–1819
Аллегория Истории
Дерево, масло. 64,5х41,5
Копия с фрески Рафаэла Менгса / Rafael Mengs 1728–1779
Передана в 1933 году из Государственного музея изящных искусств Ранее – собрание князя Н. Б. Юсупова-старшего
Качественная копия вплоть до конца XIX века считалась вполне адекватной заменой оригиналу. Копиями не гнушались даже монархи – так, картина «Аллегория Истории» (1779) с фрески Рафаэла Менгса (1773) написана для испанского короля Карла III. По заказу Римского Папы Клемента XIV. Менгс делал росписи в Ватиканском дворце, на потолке кабинета папирусов он изобразил композицию, посвященную открытию Клементом XIV Музея Истории. Когда Карл III – другой августейший поклонник художника, попросил его прислать копию фрески, Менгс поручил заказ своему любимому ученику австрийцу Людвигу Гуттенбруну. Работа усложнялась тем, что фреска занимает значительную часть свода большого зала, а картина предполагала маленький «кабинетный» размер. Гуттенбрун прекрасно справился со всеми трудностями. Из-за внезапной смерти Менгса копия не была вовремя отправлена в Мадрид, и ее удалось купить у наследников художника знатоку искусства, владельцу одной из лучших российских коллекций князю Н. Б. Юсупову.

Олицетворением Истории является женская фигура в лавровом венке (атрибуте славы) с книгой, в которую записываются важнейшие события. Крылатый юноша в венке из дубовых листьев (также атрибуте доблести и славы) – гений Истории, ее помощник, собирающий сведения о значительных исторических событиях, подносит свитки с известиями. Могучий старик с косой, символизирующей неумолимую смерть – бог времени Хронос. За спиной Истории – Двуликий Янус, персонифицирующий Прошлое и Будущее. Янус указывает на вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни. Крылатая Аллегория Славы (ее неизменный атрибут – труба) также указывает на вход в Музей Истории.