Качественная копия вплоть до конца XIX века считалась вполне адекватной заменой оригиналу. Копиями
не гнушались даже монархи – так, картина «Аллегория Истории» (1779) с фрески Рафаэла Менгса (1773)
написана для испанского короля Карла III. По заказу
Римского Папы Клемента XIV. Менгс делал росписи
в Ватиканском дворце, на потолке кабинета папирусов он изобразил композицию, посвященную открытию Клементом XIV Музея Истории. Когда Карл III –
другой августейший поклонник художника, попросил его прислать копию фрески, Менгс поручил заказ
своему любимому ученику австрийцу Людвигу Гуттенбруну. Работа усложнялась тем, что фреска занимает значительную часть свода большого зала, а картина предполагала маленький «кабинетный» размер.
Гуттенбрун прекрасно справился со всеми трудностями. Из-за внезапной смерти Менгса копия не была
вовремя отправлена в Мадрид, и ее удалось купить у
наследников художника знатоку искусства, владельцу одной из лучших российских коллекций князю
Н. Б. Юсупову.
Олицетворением Истории является женская фигура в
лавровом венке (атрибуте славы) с книгой, в которую
записываются важнейшие события. Крылатый юноша
в венке из дубовых листьев (также атрибуте доблести
и славы) – гений Истории, ее помощник, собирающий
сведения о значительных исторических событиях, подносит свитки с известиями. Могучий старик с косой,
символизирующей неумолимую смерть – бог времени
Хронос. За спиной Истории – Двуликий Янус, персонифицирующий Прошлое и Будущее. Янус указывает на
вход в музей, сохраняющий для потомков великие события истории, в противовес могильной плите, символизирующей забвение и краткосрочность земной жизни.
Крылатая Аллегория Славы (ее неизменный атрибут –
труба) также указывает на вход в Музей Истории.