Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Музей

   
         
  • Дом-музей К.С. Петрова-Водкина
  •        
  • Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина
  • Контакты
  •    

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в семье сапожника в патриархальном, старообрядческом Хвалынске. Хвалынск – город-чаша, природа которого сама по себе являет некий целостный, сферически завершённый Космос. Географическое местоположение города, окружённого самыми высокими в Поволжской возвышенности горами, создаёт особое оптическое пространство, которое окружает со всех сторон: здесь человек из царства линейной перспективы больших городов попадает в сферу. Именно Хвалынску К.С. Петров-Водкин обязан своим целостным мироощущением, здесь он увидел землю как планету: «Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме». Позже эти ощущения оформятся в планетарную, «сферическую» перспективу, заставляющую зрителя, по мысли художника, «всколыхивать космос... внутри себя».

Детство и отрочество художника прошло в этом мире ковчега, улья, живущего общинными обычаями взаимопомощи, где мысли людей «всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив, урожай, жнитво...», где время – колесо, а пространство – шар, включающий в себя и Волгу, и затоновские холмы, и Фёдоровский бугор, и горы, поросшие «строевой и мачтовой сосной», и самого Кузьму.

В Хвалынске, на «милой родине», получил К.С. Петров-Водкин тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строить свою жизнь и творчество: «Отсюда я всматривался в мир... Здесь прошли годовые смены пейзажа, дожди и бури, вёсны и зимы, по ним я стану оценивать в дальнейшем эти явления. Здесь обдумывал я людей, животных и птиц. Устанавливал на свои места ценности, симпатии и ненависть. Здесь научился я любить землю – от влажной гряды с набухавшими ростками... до её массива, ворочающего бока луне и солнцу». Этим дням он даст название – «мои уюты», множественным числом обозначив их смысл в своём становлении. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1905 году, на деньги, полученные за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» (в настоящее время находится на фасаде церкви Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена в Петербурге), Кузьма Сергеевич купил для родителей дом в южной части Хвалынска на пересечении улиц: «третьей от Волги» – Дворянской (ныне – Ленина) и Грошовой (ныне – Горького). Дом на высоком фундаменте под железной шатровой крышей, с многочисленными окнами, построенный хвалынским кузнецом в 1896 году, привлёк внимание Кузьмы Сергеевича. В течение всего светового дня по дому «путешествовало солнышко», поочерёдно заглядывая в окна, из которых открывался великолепный вид на Волгу, заволжские степи, хвалынские сады. В доме не было ни одной глухой стены, большой зал был перегорожен аркой. Восемь комнат дома отапливались двумя печами – большой изразцовой и русской. От северо-западных ветров дом защищён дворовыми постройками и холодным пристроем, состоящим из парадного коридора и сеней. Декоративная резьба наличников, угловых досок фасада дома, карнизов, резные деревянные ярила над парадным крыльцом и на створах ворот, вносили своеобразие в его внешний вид. Дом является уникальным памятником деревянной поволжской архитектуры.

Сюда К. С. Петров-Водкин привёз свою жену из Парижа, здесь бывали художники В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Митурич, В.В. Хлебникова, В.Ф. Орехов, Л.А. Радищев, И.А. Елатонцев, архитектор В.В. Суслов, а композитор Д.Д. Шостакович позже мечтал купить этот дом.

С 1909 по 1916 годы Петров-Водкин каждое лето приезжал в Хвалынск, где работал над произведениями, вошедшими в золотой фонд русского искусства: «Купание Красного коня» (1912), «Мать» (1913), «Девушки на Волге» (1915), «Окрестности Хвалынска» (1909), «Фектя» (1916), «Полдень» (1917) и другими.

Зал, окна которого выходили на восточную и южную стороны, летом служил ему мастерской, а зимой становился чудо-садом с экзотическими растениями южных широт – пальмы, лимон, олеандры, монстеры, – все взлелеяны добрыми руками матери художника. Это – самая светлая комната в доме: три окна обращены на восток, на Волгу, два окна – на юг, в прошлом – на хвалынские сады. «В доме, как в тропическом лесу, трудно было пробраться от вьющихся, тянущихся и распластывающихся растений: нежно-листые пальмы, олеандры в розовых платьях, целое дерево стройного пахучего лимона с крошечными лимончиками... Домовитость у матери по крестианской линии», – писал художник.

В спальне матери воспроизведён интерьер тех далёких лет, когда сидя у окна за рукоделием, Анна Пантелеевна ожидала приезда сына. На стенах этой комнаты ранние картины К.С. Петрова-Водкина, написанные в Хвалынске: копия с картины Тициана «Динарий кесаря» (1895), «Семья художника» (1903) и рисунок «Портрет Лёнушки» (1923) – единственной и долгожданной внучки Анны Пантелеевны. Мать художника работала горничной в купеческих домах, она много шила, поэтому в её комнате стоят старая ножная швейная машинка «Зингер», швейка и прялка.

В большой столовой находятся подлинные буфет и стол, за которым Анна Пантелеевна писала письма сыну в течение жизни. В соседней со столовой кухне находится одна из главных достопримечательностей любой крестьянской избы – русская печь с неизменными чугунами, сковородами, противнями, ухватом: «Просыпаются в доме, а у матери уже весь двор напоен и накормлен... и уже трещат в масле пухлые лепешки для людей, и фыркает на горячих углях изготовленный самовар...». На кухонном столе и сейчас стоит самовар – непременный участник семейных чаепитий, во время которых Кузьма Сергеевич читал собравшимся черновики своих пьес, рассказов, повестей, написанных в этом доме. После смерти брата мать художника Анна Пантелеевна взяла на воспитание четырёх племянников. В доме у детей была своя комната, где они делали уроки. Под полатями в кухне в углу сапожничал за верстаком отец Сергей Фёдорович. Художник вспоминал: «Люблю до сих пор обстановку и запах сапожничанья. Кожи, вар, лак – бодрящие меня запахи. И отца вспоминаю по ним, с его открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». К.С. Петров-Водкин не упускал случая провести лето на родине, в бурные революционные годы и в Гражданскую войну он не приезжал в Хвалынск. Художник возобновил поездки с 1923 года. Последний раз он посетил свою «милую родину» в 1932 году. Мать художника, пережив сына на два года, умерла в этом доме в марте 1941 года. Здесь же, во время Великой Отечественной войны, жили эвакуированные из блокадного Ленинграда жена и дочь художника, которые и продали этот дом в 1943 году. Пережив смену многих хозяев, дом в 1990 году был приобретён городом для создания в нём мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. После реставрации музей открыл свои двери для посетителей накануне дня рождения художника – 4 ноября 1995 года.

Кузьма Сергеевич мог порой возмущаться мещанским бытом хвалынских жителей, но, и, гневаясь и раздражаясь на Хвалынск, он любил его, писал о нём, не мог жить без него. В разлуке с ним, среди мелькающих впечатлений Петербурга, Москвы, Мюнхена, Лондона, Флоренции, Рима, Парижа, Алжира, Туниса он не мог забыть город, который дал ему самые главные, самые острые впечатления. Из дальних странствий спешил художник в свой город. С ностальгической тоской вспоминал он забавную пестроту хвалынских улочек и переулков, сам воздух – воздух детства: «Пусть меня обвиняют в квасном, географическом патриотизме, но, чтобы остаться правдивым до конца, я должен не только сказать, но воскликнуть: «Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие вёсны. Вёсны, когда дышишь, купаешься воздухом сквозь всякие стены и запоры...».

Кузьма Сергеевич, «четырёхмерно» распространяясь, вберёт в себя многие стадии развития мирового Духа: и архаическую Грецию, и Византию, и ренессансный титанизм, и символизм, и модернизм в различных его проявлениях – и наполнит всё это космическими ощущениями органической целостности, подаренными ему хвалынскими пространствами. На творческом вечере в 1936 году художник скажет: «Родился на Волге. Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства устанавливает человеческий глаз на природные красоты широкого водного пространства, холмов... Это заражение пейзажами Волги играет свою роль. Недаром Волга дала нам многих художников более или менее близкого порядка...».

В.И. Бородина
Заведующая Художественно-мемориальным
музеем К.С. Петрова-Водкина

Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина по–своему уникальна: у неё есть своё лицо, оно носит краеведческие черты – родовые черты её истока. Она прочно связана с хвалынской землёй, ставшей источником вдохновения для многих художников, сыгравшей немалую роль в их жизни и творчестве.

Первым «открыл» для живописи эти места Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Хотя он называл себя «пионером», избравшим в Хвалынске профессию художника, но из этого «гнезда вылетели» почти одновременно с К.С. Петровым-Водкиным такие «птенцы», как Л.А. Радищев (1870-1945), И.А. Елатонцев (1873-1950), В.Ф. Орехов (1875-1942), Г.Г. Платонов (1880 - 1922). Именно эти художники сделали Хвалынск культурным гнездом, одухотворили среду, притягивающую родственные души. Их произведения положили начало формированию коллекции будущей галереи.

По инициативе В.Ф. Орехова, работавшего с 1923 года научным сотрудником краеведческого музея, в одном из его залов открылся художественный отдел. Кроме работ художников-хвалынцев, здесь были представлены картины К.Я. Крыжицкого «Днепр», Н.Богатова «Весна», переданные в 1919 году из национализированого имения графа И.И. Воронцова-Дашкова (с.Алексеевка Хвалынского уезда). В 1920-е годы, после закрытия знаменитых Черемшанских скитов в окрестностях Хвалынска, в краеведческий музей поступили иконы. Таким образом, коллекция галереи представляет художественную провинциальную традицию от местной иконописи до творчества профессиональных хвалынских художников конца Х1Х – начала ХХ века.

Начало будущей коллекции работ К.С. Петрова-Водкина положил сам художник: в 1931 году во время летнего пребывания на родине он подарил музею свою раннюю картину «Семья художника» (1903). С тех пор, в течение более 70 лет, формировалась коллекция его живописных и графических произведений. В 1950-е годы жена и дочь К.С. Петрова-Водкина подарили музею для экспозиции мемориальной комнаты художника его фотографии, документы, несколько живописных и графических работ, а также личные вещи, книги. Именно в это время в коллекции музея появляются ранние этюды и последняя картина мастера «Семья командира» (1938).

Фонды художественного отдела пополнялись, но свободных экспозиционных площадей в краеведческом музее не было. Местными общественными организациями был поставлен вопрос о расширении музея. В 1960 году краеведческому музею для организации в нём картинной галереи был отдан бывший дом правнуков А.Н. Радищева. Построенный в 1877 году, дом Радищевых, один из немногих в провинции, сохранивший зримое единство стиля «модерн» в архитектуре и декоративном убранстве (росписи стен и печей, двери, встроенная в стены мебель). В этом доме в гостях у Радищевых бывал до революции К.С. Петров-Водкин.

Картинная галерея в Хвалынске открылась 1 мая 1961 года. Началась интенсивная собирательская работа. В этом же году из Москвы поступили произведения живописи, графики и скульптуры, закупленные Министерством культуры с Всероссийской художественной выставки.В декабре 1964 года галерее было присвоено имя К.С. Петрова-Водкина, во многом благодаря ходатайству известного графика В.А. Фаворского.

Многие московские художники откликнулись на призыв В.А. Фаворского помочь в комплектовании фондов галереи. В конце 1960-х годов известные российские художники И.Голицын, Б.Неменский, Ю.Пименов, Ю.Коровин, Б.Пророков подарили свои работы. Позже галерея пополнилась произведениями П.Кузнецова, Е.Бебутовой, А.Лентулова, Н.Удальцовой, Н.Ромадина, Г.Верейского, В.Попкова, главным образом, поступивших в дар от наследников художников. В конце 1980-х годов организуются летние хвалынские пленэры. Ядро группы составили художники В.Мошников, П. и Г.Маскаевы, Е.Мальцева, Г.Губанов, В.Мезер, В.Белоусов, Т.Белова, А.Кондрашов, В.Морковин, Г.и Е.Панфёровы, С.Лопухова, Н.Леонтьева, А.Кашанин и другие. Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина пополняется работами, написанными художниками во время пленэров. Коллекция галереи даёт представление об изменении художественного языка в трактовке пейзажа на протяжении ХХ века.

В 1997 году картинная галерея и дом-музей К.С. Петрова-Водкина были объединены в художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина, с 2003 года являющийся филиалом Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева.

В.И. Бородина
Заведующая Художественно-мемориальным
музеем К.С. Петрова-Водкина

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"