A A A

Музей

Руководители проекта: Калинина Л.Л., первый заместитель генерального директора, Пашкова Л.В., заместитель генерального директора по научной работе, Слухаева Е.В., заместитель генерального директора по экспозиционно-выставочной работе, Спиридонова С.И., директор Энгельсской картинной галереи
Авторская группа: Беляева Г.А., Валиева Д.Р., Ветчинкина И.П., Дорогина Е.А., Ефимкин В.Л., Николаева Е.П., Усова А.Е., Федоренко М.В.

В настоящее время на сайте «Энгельсская картинная галерея» опубликован 1 этап крупного мультимедийного проекта «Виртуальная экспозиция «Искусство ХХ века». Энгельсская картинная галерея». На странице сайта «Музей» можно увидеть зал «Объединение «Бубновый Валет» с произведениями А.Машкова, А.Лентулова, П.Кончаловского, А.Куприна, Р.Фалька.

Проект находится в разработке, в течение 2014 года планируется опубликовать следующие тематические экспозиции: «Художники русского авангарда», «Советское искусство 1920-1930-х годов», «Живопись Павла Кузнецова», «Искусство соцреализма 1930 – 1950-х годов», «Искусство 1960-х годов», «Искусство 1970-х годов», «Искусство 1980 - 2000-х годов».

Энгельсская картинная галерея - филиал федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева ».

Размещается в комплексе зданий городской усадьбы конца XIX - XX века, принадлежавший Николаю Алексеевичу Ухину, предпринимателю, меценату, Лично почётному гражданину г. Покровска (ныне город Энгельс), деду народного художника СССР, вице-президенту Академии Художеств, академику, почётному гражданину г. Энгельса А.А. Мыльникову (1919-2012), по инициативе которого в 1985 году, в год 100-летия Радищевского музея, стала рассматриваться возможность создания картинной галереи. В 1998 году она была создана в качестве структурного подразделения муниципального учреждения культуры «Энгельсский краеведческий музей». Основу коллекции галереи составили живопись и графические произведения А.А. Мыльникова, принесённые им в дар.

В 2002 году галерея вошла в состав Радищевского музея, который имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.

С 2003 по 2009 годы галерея вела деятельность во временно приспособленных помещениях главного дома усадьбы. Было осуществлено около 60 выставок российских художников - из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, городов Саратовской области (Балаково, Аткарск, Вольск, Маркс, Энгельс). Особое место в выставочной деятельности занимал проект «Возвращение ...», посвященный творчеству А.А. Мыльникова (из коллекции галереи). Как правило, выставки были частью проектов, заявленных галереей: «Искусство Левого берега», «Художники Правобережья на Левом берегу», «Московские художники на Волге» и т.д. Большое внимание уделялось сотрудничеству с Поволжским филиалом Российской Академии художеств (возглавлял народный художник России А.В. Учаев), со школами искусств г. Энгельса. Выставки детского творчества регулярно проходили в галерее (проект «Этот загадочный мир графики»).

В 2009 году выставочная деятельность галереи была приостановлена ​​в связи с необходимостью проведения комплексных ремонтно-реставрационных работ и приспособлению всего комплекса городской усадьбы под музей современного уровня.

В 2009 году Институтом «Саратовпромпроект» был разработан проект проведения ремонтно-реставрационных работ с учётом всех требований для создания галереи федерального музея.

С 2010 года подрядная организация «КВС-строй» ведёт ремонтно-реставрационные работы. С их завершением экспозиционно-выставочное пространство составит около 750 кв. м. и будет отведено под постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ века из собрания Радищевского музея.

Но из-за длительного процесса реставрации музейных зданий не только в Энгельсе, но и в Саратове, Радищевский музей не имеет возможности показывать свою прекрасную коллекцию искусства ХХ века широкому зрителю. Тогда и родилась идея создания виртуального музея, в котором любители искусства из любой точки мира смогут совершить экскурсию по музейным залам, познакомиться с лучшими живописными работами и погрузиться в сложную и противоречивую атмосферу минувшей эпохи.

Виртуальная экспозиция строится по хронологическому принципу и демонстрирует все стилистические направления искусства ХХ века, представленные в коллекции Радищевского музея. Открывает экспозицию зал произведений художников объединения «Бубновый валет». Пейзажи, натюрморты, портреты А. Лентулова, И. Машкова, Р. Фалька, П. Кончаловского, А. Куприна дают яркое представление о поисках и находках русских сезаннистов.

В зале авангарда можно увидеть скромную по объему, но качественную подборку работ ведущих мастеров столичного и саратовского супрематизма и конструктивизма: К. Малевича, А. Экстер, В. Баранова-Россине, В. Пестель, Д. Загоскина, В. Юстицкого.

Следующие четыре зала посвящены советскому искусству 1920-1930-х годов - периоду расцвета художественных объединений в СССР, времени настоящего раскрепощения творческих сил общества, освобождения от устаревших канонов, интенсивных исканий нового языка и образности. В экспозиции представлены работы живописцев, входивших в семь наиболее значимых группировок - АХРР, ОСТ, ОМХ, «4 искусства», «Маковец», «Тринадцать» и «Круг художников» - Ф. Богородского, Ф. Белоусова, П. Вильямса, А. Самохвалова, П. Уткина, М. Соколова, А. Шевченко.

О судьбе отечественного искусства после 1932 года можно поразмышлять в зале 1930-1950-х годов. Произведения О. Яновской, П. Котова, Ф. Малаева, Ф. Модорова, М. Тоидзе, Г. Ряжского являются характерными образцами стилистики соцреализма И обладают ценностью исторических ДОКУМЕНТОВ.

В следующем зале показаны работы мастеров реалистического направления, чья творческая индивидуальность сформировалась еще до революции: М. Нестеров, С. Герасимов, Н. Крымов, А. Малютин, В. Рождественский, И. Грабарь. При советской власти они смогли сохранить верность себе, изменяясь лишь в соответствии с внутренней логикой развития собственного творчества, а не руководствуясь политической конъюнктурой времени.

Отдельный зал посвящен искусству Павла Кузнецова , с именем которого связано формирование традиции саратовской школы живописи в начале ХХ века. Радищевский музей обладает масштабной коллекцией произведений мастера, достаточно полно представляющей поздний период его творчества.

Искусство 1960-х годов экспонируется в следующих двух залах. Произведения «сурового стиля» соседствуют с работами столичных и саратовских нонконформистов. ЭТОТ Период представлен первоклассными работами В. Иванова, Д. Жилинского, Н. Андронова, Н. Егоршиной, В. Попкова, Э. Белютина, Н. Гущина, В. Чудина, В. Солянова, В. Лопатина.

Сложный внутренний мир, поиски смысла жизни и своего пути в искусстве отражены в театрализованных образах следующего поколения художников - семидесятников А. Ситникова, О. Булгаковой, Т. Назаренко, Н. Нестеровой, Б. Давыдова, А. Учаева.

В завершающих залах перед зрителем разворачивается широкая панорама художественной жизни российского искусства 1980-2000-х годов, многообразие поисков и смелость художественных экспериментов, творчество мастеров, работающих в совершенно разных направлениях - реалистов и абстракционистов, символистов и примитивистов, импрессионистов и экспрессионистов, аналитиков и интуитивистов .

Проект виртуального музея «Искусство ХХ века в Энгельсской картинной галерее», направленный на популяризацию собрания Радищевского музея, помимо собственно просветительской ценности, имеет и ценность научную, связанную с разработкой концепции будущей постоянной экспозиции отечественного искусства ХХ-ХХI веков. 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

         "Волгатранстелеком""Галерея эстетика"
       ГТРК Саратов          
СарБК   Администрация муниципального образования "Город Саратов" ИА "Взгляд-инфо"  
   

Петербургские  каникулы. Фестиваль кино и музыки