Дар Анатолия Николаевича Зизина

Любой дар, преподнесенный музею, бесценен. Радищевский музей, возникший по инициативе известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова, внука Александра Николаевича Радищева, стал первым общедоступным провинциальным музеем в Российской империи. Музей задумывался как художественно-промышленный, поэтому основу его коллекции составляли не только живописные, графические, скульптурные произведения, но и предметы декоративно-прикладного искусства. Открытие музея было отмечено крупными дарами от императора Александра III, от друга А.П. Боголюбова, профессора исторической живописи Федора Андреевича Бронникова, коллекционера и мецената Александра Викторовича Звенигородского и др. В начале XX века в музей по завещанию пришла художественная коллекция саратовского губернатора Михаила Николаевича Галкина-Враского.

В 1970-е годы собрание музея существенно пополнили произведения из коллекций известного учёного и собирателя, доктора медицинских наук, академика Михаила Федоровича Глазунова, заслуженного врача РСФСР, окулиста-хирурга Ольги Александровны Гордеевой. Поток даров не иссякает и по сей день. Среди дарителей XXI столетия художники Александр Олегович и Ольга Андреевна Флоренские, Народный художник России, академик Валерий Александрович Малолетков, предприниматель, владелец керамической мастерской Игорь Владимирович Клименков. Эти дары были осознанными и сыграли значительную роль в плане пополнения и обогащения музейных коллекций. Большая часть подаренных произведений представлена в постоянной экспозиции, другие демонстрируются на выставках.

Самым крупным и значимым даром в наступившем столетии можно считать преподнесенную музею Анатолием Николаевичем Зизиным коллекцию произведений XVIII – XXI вв. известной английской компании «Веджвуд».

Все коллекции формируются по-разному, но в основе каждой – любовь к искусству, истории… Неважно, кем даритель был в прошлом и является в настоящем, в любом возрасте может состояться встреча с тем единственным прекрасным произведением, благодаря которому человек превращается в коллекционера-собирателя. Коллекция – это своеобразный портрет владельца, в котором отображаются его художественные пристрастия и вкусы, проявляются его эстетические предпочтения. Экономист по образованию, Анатолий Николаевич Зизин был покорен великолепием «Веджвуда». Совершенство произведений из яшмовой керамической массы этой компании захватило, увлекло. Собирание подобных предметов стало глубоким, осмысленным. Постепенно приобретённые в России и за рубежом вазы, чашки, кувшины, декоративные пласты и т.п. сложились в большую, цельную, интересную коллекцию.

Наше знакомство с А. Н. Зизиным произошло на одной из музейных выставок, посвященных истории керамики. Завязались дружеские отношения, и, как это бывает у истинных коллекционеров, он захотел показать свое собрание в нашем музее. Со временем Анатолий Николаевич стал другом музея, консультантом, дарителем, а произведения из его коллекции стали регулярно демонстрироваться на музейных выставках.

В 2016 году на основе коллекции Анатолия Николаевича была подготовлена экспозиция выставки «Блистательный Веджвуд и произведения английской керамики XVIII – XIX веков». Выставка прошла с большим успехом и имела значительный резонанс. В 2017 году предметы из коллекции Зизина участвовали в выставке «Танец. Движение. Ритм» и были подарены музею. В этом же году в память о своей жене, Галине Васильевне Зизиной, и по её просьбе Анатолий Николаевич передал музею редкие датские вазы производства Королевской фарфоровой мануфактуры и частной фарфоровой мануфактуры Бинга и Грендаля.

В конце 2019 года А.Н. Зизин преподнес в дар 241 произведение своей коллекции, основу которой составляют изделия компании «Веджвуд». Часть предметов сразу же вошла в постоянную экспозицию залов западноевропейского искусства музея. Другие произведения, размещенные в специальном помещении, будут показаны в рамках проекта «Открытые фонды». Это позволит всем желающим посетителям музея познакомиться с историей и произведениями из яшмовой массы всемирно известной, но редкой в собраниях российских музеях, английской керамической компании.

Особенно приятно то, что желание Анатолия Николаевича передать свою коллекцию Радищевскому музею поддерживалось самыми близкими людьми – женой Галиной Васильевной и братом Михаилом Николаевичем, которые участвовали в формировании коллекции и считали принятое решение верным и необходимым.

Принеся в дар свою коллекцию, Анатолий Николаевич пополнил список меценатов, благодаря которым собрание Радищевского музея считается одним из значимых художественных собраний России.

Заведующая сектором декоративно-прикладного искусства и скульптуры
Заслуженный работник культуры
Людмила Михайловна Михайлова

Схема экспозиции
План экспозиции

Предметы в каталоге представлены в порядке, соответствующем их расположению в витринах открытого фонда коллекции произведений компании «Веджвуд», дар А.Н. Зизина.

Каталожные описания содержат следующие сведения:

1. Типология, название, серия (если есть). Время создания
2. Место производства: страна, графство, населенный пункт (если известно).
Название завода (фабрики), имя владельца или название управляющей компании
3. Материал, техника исполнения
4. Размеры (в сантиметрах)
5. Инвентарный номер
В некоторых случаях приводятся дополнительные сведения о типологии, истории изготовления, изображённых сюжетах.

Панорама экспозиции
Открытые фонды. «Веджвуд. Английское совершенство. Дар А. Н. Зизина Радищевскому музею»

В марте 2019 года в дар от Анатолия Николаевича Зизина в Радищевский музей была передана коллекция английской керамики, основу которой составляют изделия всемирно известной компании «Веджвуд».

История компании началась в 1759 году с открытия Джозайей Веджвудом I (Josiah Wedgwood I, 1730-1795) собственного производства в Берслеме (графство Стаффордшир). Веджвуд очень быстро стал одним из самых успешных и прославленных керамистов Великобритании. В 1767 году получил право называться «керамистом Её Величества». В 1769 году в партнерстве с Томасом Бентли открыл знаменитую фабрику «Этрурия» для производства изделий в «античном вкусе». Важная заслуга Веджвуда состоит в том, что он на научной основе усовершенствовал старые и создал новые глазури и керамические массы, изобрел прибор для измерения высоких температур, позволяющий контролировать процесс обжига, что резко повысило качество английской керамики1За изобретение пирометра Джозайя Веджвуд в 1783 году был принят в члены Королевского научного общества. Веджвуд не только уловил возникающие тенденции в стилистических изменениях искусства второй половины XVIII века, но и сам оказал существенное влияние на формирование нового стиля, именуемого в Европейских странах неоклассицизмом2В российском искусствознании этот период принято называть «классицизм». Его предпринимательские способности привели к формированию бренда, который существует по сей день, и неразрывно связан с понятиями «превосходный вкус» и «английские традиции». Имя Дж. Веджвуда стало нарицательным, а его деятельность, бесспорно, является важным этапом в развитии мирового декоративного искусства.

Компания, созданная великим английским керамистом, на протяжении своей истории неоднократно меняла названия, объединяясь с другими фирмами, но торговая марка «Веджвуд» всегда оставалась неизменной. Под этим именем она известна во всем мире.

Переданная в дар Анатолием Николаевичем Зизиным коллекция насчитывает 241 произведение и охватывает более двух столетий — с конца XVIII по начало XXI века. Большинство предметов выполнено из яшмовой керамической массы (jasperware, jasper), изобретенной Джозайей Веджвудом в 1775 году после многочисленных экспериментов. Яшмовая керамика непроницаема для жидкости, не нуждается в глазури, обладает высокой пластичностью, может украшаться накладными рельефами, обрабатываться на механическом токарном станке и полироваться для достижения различных декоративных эффектов. Техника двухслойной яшмовой массы позволяет создавать произведения с белым рельефом на матовом цветном фоне, которые очень похожи на античные камеи, вырезанные из полудрагоценных камней, в том числе и из природной яшмы. Дж. Веджвуд с гордостью называл полученную керамическую композицию «мой фарфор». Ему удалось, подобно изобретателю европейского фарфора Иоганну Фридриху Бёттгеру (Johann Friedrich Böttger, 1682 −1719), кумиру всех керамистов Европы, создать совершенно новый материал.

Изначально белая, яшмовая керамическая масса при помощи оксидов металлов может быть окрашена в различные цвета. Первое время выпускались произведения из голубой, синей, светло-зеленой (цвета шалфея), сиреневой, желтой, черной и белой яшмовой массы. В XIX, XX веке добавились новые оттенки. В одном предмете, как правило, использовались два, реже три цвета. Наибольшее распространение получили изделия с белыми рельефами на голубом или синем фоне. Коллекция, поступившая от А. Н. Зизина, включает уникальные произведения компании «Веджвуд», выполненные по моделям ведущих скульпторов и керамистов Европы, а также посуду, предметы быта: чайные пары, столовые приборы, шкатулки, вазы, хьюмидоры (ёмкость для хранения сигар), подсвечники, декоративные тарелки.

Благодаря удачному сочетанию утонченной формы с возможностями вариативного декорирования и функциональностью, подобные предметы почти не изменялись на протяжении длительного времени. В них ощутимо стремление к простой и строгой гармонии. В очертаниях главенствуют геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал, а пропорции всегда четко выверены.

Придумывая мотивы декора и форм, художники компании «Веджвуд» обращаются к античному наследию. Многофигурные рельефы часто посвящены мифологическим сюжетам. Они подчинены плоскости и напоминают фризовые композиции с различными шествиями и жертвоприношениями. Движения и силуэты фигур в легких прозрачных одеждах, ясно показывают, что эталоном в их построении служили античные образцы. Растительный орнамент строится по строгому, хорошо читаемому линейному ритму. Пальметты, колокольчики, листья лавра и аканта, ряды иоников чередуются с почти математической точностью.

Настоящим шедевром можно считать уникальную вазу, изготовленную около 1800 года (инв. № П-4702), с изысканным, тонким рельефным орнаментом «Бегущий антемион», необыкновенно популярным во второй половине XVIII столетия. Настоящими диковинками кажутся утратившие свою функциональность в настоящее время подсвечник с колпачком для тушения свечи (инв. №№ П-4828, П-4829), ресивер для сбора волос (инв. № П-4629), спичечницы (инв. № № П-4772, П-4823).

В отдельную группу можно выделить декоративные пласты, плакетки и медальоны, которым основатель компании Дж. Веджвуд придавал особое значение. Керамист считал возможным применять их для декорирования архитектурных элементов интерьера (облицовка стен, каминов), отдельных предметов обстановки, а так же использования в ювелирных изделиях.

Большинство рельефов, украшающих изделия, были разработаны еще при жизни Джозайи Веджвуда I известными английскими мастерами. Одним из них был Джон Флаксман (John Flaxman, 1755-1826), знаменитый скульптор, художник и гравер. В истории искусства Флаксман занимает видное место как первый из английских художников, обратившийся от стиля барокко к памятникам классической древности. По моделям и рисункам Флаксмана в керамических мастерских Веджвуда изготавливались камеи, медальоны, плакетки и другие предметы. Тонкое понимание Флаксманом красоты античных памятников и точное воспроизведение их форм, наряду с отличным знанием свойств керамики, составили хорошую основу для высокого художественного уровня выпущенных «Веджвудом» изделий.

К наиболее известным пластическим композициям Джона Флаксмана можно отнести барельеф «Танцующие оры». В коллекции он представлен на плакетке (инв. № П-4663) и вазе из черной яшмовой массы (инв. № П-4653). Композиция была разработана в 1778 году по античному артефакту II — I вв. до н. э., привезенному в Англию из Палаццо Боргезе (в настоящее время хранится в галерее леди Левер). В 1802 году рельеф был обновлен и несколько изменен другим талантливым скульптором-керамистом Уильямом Хеквудом (William Hackwood, 1753 — 1836), автором портретных медальонов и рельефных композиций.

Кроме создания самостоятельных произведений, Уильям Хеквурд, как правило, переводил в объем и графические эскизы художниц-любительниц сотрудничавших с фирмой Дж. Веждвуда. Сентиментальные темы и манера исполнения, характерная для их творчества, как нельзя более соответствовала духу времени. Кроме того, все они были именитыми персонами, тиражирование их работ могло стать рекламой для компании и способствовало продвижению продукции. Самыми известными были Эмма Кру (Emma Crewe, работала с 1778 по 1818) — дочь хозяйки салона вигов Анны Кру, леди Диана Боклерк (Lady Diana Beauclerk, 1734 — 1808) — дочь третьего герцога Мальборо, леди Элизабет Тамплтаун (Lady Elizabeth Templetown, 1747 — 1823) — фрейлина королевы Шарлотты, баронесса. Леди Элизабет первая из великосветских дам прислала Джозайе Веджвуду вырезанные из бумаги силуэты с композициями по модному в то время «Сентиментальному путешествию по Франции и Италии» Лоренса Стерна. В 1780-е она исполнила эскиз аллегорической сцены «Любовь, утешаемая Дружбой». Хотя персонажи изображены в стилизованных античных одеждах, они знакомят нас с этическими взглядами аристократической части английского общества конца XVIII века. Любовь показана в образе плачущей юной девушки, позади неё — Амур, с поднятым луком. У ног девушки — овечка, символ беспомощности и слепого неразумного следования своим чувствам. Дружба — в венке из лавра — спокойна и уверенна. Она сочувствует несчастной и пытается её утешить. Барельеф по эскизу этой композиции леди Темплтаун имел большой успех, и не раз воспроизводился и как самостоятельное произведение, и фрагментарно в декоре ваз и посудных форм (инв. №№ П-4612, П-4655, П-4637, П-4808).

Рельефное воплощение рисунков Эммы Кру «Юная швея» и «Урок чтения» можно видеть на декоративном овальном блюде редкого охристо-желтого цвета (инв. № П-4753). Фигуры из «детской вакханалии» леди Дианы Боклерк украшают небольшую тарелочку из голубой яшмовой массы (инв. № П-4801).

К уникальным произведениям можно отнести пласты с изображением античных богинь (инв. №№ П-4596, П-4606), на обратной стороне которых хорошо читается вдавленный в массу знак в виде буквы «О». Такая метка принадлежала одному из самых известных и талантливых скульпторов-модельеров фирмы «Веджвуд» конца XIX — начала XX века Альберту Х. Бентли (Abert H. Bentley, 1878-1937). Как мастер самого высокого уровня, он специализировался на создании портретных медальонов, пластов большого размера из базальтовой и яшмовой массы.

Умение соединить аристократичность, утилитарность, простоту и изысканность всегда выделяло произведения Веджвуда среди других керамических производств. Эти черты можно заметить и в произведениях XX века.

Во второй половине XX столетия компания «Веджвуд» следуя традициям, заложенным основателем — высокое качество продукции, добротность, изящность, неизменно прекрасный вкус и технический прогресс — продолжала выпуск предметов по ранним образцам и внедряла новые технологии, формы в производство.

Характерными примерами подобного подхода можно считать хьюмидор из трехцветной яшмовой массы, украшенный «узором из квадратов» (инв. № П-4642), и вазы с контррельефом из капсульной коллекции (инв. №№ П-4805, П-4806). Декор хьюмидора считается одним из наиболее сложных примеров искусной работы мастеров на механическом токарном станке. Он был разработан и применялся на фабрике с середины 1780-х годов. При изготовлении углубленного рельефа предметов капсульной коллекции в 1980-е годы впервые был использован станок, управляемый компьютером.

Важным направлением для компании стало изготовление коллекций к юбилейным историческим датам и современным событиям мирового значения. Подобные изделия выпускались ограниченным тиражом. Примером могут служить декоративные тарелки, выпущенные по случаю проведения в 1976 году XXI летних Олимпийских игр в Монреале (инв. № П-4757), 225-летия основания фирмы «Веджвуд» (инв. № П-4705), плакетка, выпущенная к серебряному юбилею царствования королевы Великобритании Елизаветы II (инв. № П-4670), чайница и медальоны, изготовленные по случаю бракосочетания наследника британского престола принца Уэльского Чарльза и Дианы Фрэнсис Спенсер (инв. № П-4613, П-4729, П-4730).

В XX — XXI веках фабрика продолжила традицию сотрудничества с ведущими современными художниками и дизайнерами. В 1997 году по моделям известного английского художника Мартина Эванса (Martin Evans) была выпущена лимитированная серия скульптур «Танцующие оры». В коллекции представлено одно произведение этой серии (инв. № П-4590. К интересным предметам можно отнести скульптуры «Муза эпической поэзии Каллиопа» (инв. № П-4589) и «Муза любовной поэзии Эрато» (инв. № П-4591) из серии «Античные музы», исполненные в 1990-е годы.

Безусловным украшением является копия Портлендской вазы выполненная из черной и белой яшмовой массы (инв. № П-4599). Первая реплика памятника античного декоративного искусства была выполнена на фабрике «Этрурия» в 1789 году и считалась одним из величайших технических достижений мастеров Джозии Веджвуда. Изготовление копий Портлендской вазы и в настоящее время является показателем профессионализма. К этой работе допускаются только самые опытные и талантливые мастера, а на предмете обязательно присутствует метка мастера.

Яшмовая керамика была необычайно популярна. Несмотря на то, что рецептура материала держалась в большом секрете, а необходимое сырье доставлялось окружными путями, уже в 1780-е годы на производстве Уильяма Адамса (William Adams) в Берслеме освоили выпуск изделий из яшмовой массы. Со временем некоторые английские керамические заводы стали подражать «Веджвуду». Одни пытались копировать продукцию фирмы, другие, имитируя манеру великого Джозайи, пробовали создать что-то свое. В этом смысле показательны изделия предприятий Уильяма Адамса (инв. №№ П-4773, П-4777, П-4789, П-4815) и Сэмюэля Алкока (Samuel Alcock) в Берслеме (инв. № П-4677), а также Дадсона (Dudson) в Хэнли (инв. №№ П-4761, П-4782).

Преподнесенная в дар коллекция А. Н. Зизина поражает своим богатством и разнообразием форм, типологий изделий, их широким временным диапазоном и высоким качеством. До поступления произведений из собрания Анатолия Николаевича, в музее насчитывалось 64 предмета английских керамических предприятий XVIII — начала XX века, из них 15 были изготовлены компанией «Веджвуд». Большая часть этих произведений пришла в 1885 году от основателя музея, известного общественного деятеля и художника А. П. Боголюбова, а также в 1920-х годах из Государственного музейного фонда.

Дополняют выставку вазы датского фарфора Королевской мануфактуры и частного производства Бинга и Грендаль, поступившие в музей из собрания семьи Зизиных в память о супруге Анатолия Николаевича Галине Васильевне Зизиной.

Хранитель музейных предметов
Анна Сергеевна Довгаленко

Над проектом работали

Довгаленко Анна Сергеевна

Составитель каталога

Михайлова Людмила Михайловна
Довгаленко Анна Сергеевна

Авторы вступительных статей

Довгаленко Анна Сергеевна
Петрова Виктория Евгеньевна

Автор каталожных описаний

Боровская Марина Игоревна

Научный редактор каталога

Федоренко Мирослав Владимирович

Дизайн, программирование

Ефимкин Владимир Леонидович
Ветчинкина Ирина Павловна

Цифровая съемка

Ветчинкина Ирина Павловна
Федоренко Мирослав Владимирович
Юдина Анастасия Валерьевна

Обработка изображений