Любой дар, преподнесенный музею, бесценен. Радищевский музей, возникший по инициативе известного художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова, внука Александра Николаевича Радищева, стал первым общедоступным провинциальным музеем в Российской империи. Музей задумывался как художественно-промышленный, поэтому основу его коллекции составляли не только живописные, графические, скульптурные произведения, но и предметы декоративно-прикладного искусства. Открытие музея было отмечено крупными дарами от императора Александра III, от друга А.П. Боголюбова, профессора исторической живописи Федора Андреевича Бронникова, коллекционера и мецената Александра Викторовича Звенигородского и др. В начале XX века в музей по завещанию пришла художественная коллекция саратовского губернатора Михаила Николаевича Галкина-Враского.
В 1970-е годы собрание музея существенно пополнили произведения из коллекций известного учёного и собирателя, доктора медицинских наук, академика Михаила Федоровича Глазунова, заслуженного врача РСФСР, окулиста-хирурга Ольги Александровны Гордеевой. Поток даров не иссякает и по сей день. Среди дарителей XXI столетия художники Александр Олегович и Ольга Андреевна Флоренские, Народный художник России, академик Валерий Александрович Малолетков, предприниматель, владелец керамической мастерской Игорь Владимирович Клименков. Эти дары были осознанными и сыграли значительную роль в плане пополнения и обогащения музейных коллекций. Большая часть подаренных произведений представлена в постоянной экспозиции, другие демонстрируются на выставках.
Самым крупным и значимым даром в наступившем столетии можно считать преподнесенную музею Анатолием Николаевичем Зизиным коллекцию произведений XVIII – XXI вв. известной английской компании «Веджвуд».
Все коллекции формируются по-разному, но в основе каждой – любовь к искусству, истории… Неважно, кем даритель был в прошлом и является в настоящем, в любом возрасте может состояться встреча с тем единственным прекрасным произведением, благодаря которому человек превращается в коллекционера-собирателя. Коллекция – это своеобразный портрет владельца, в котором отображаются его художественные пристрастия и вкусы, проявляются его эстетические предпочтения. Экономист по образованию, Анатолий Николаевич Зизин был покорен великолепием «Веджвуда». Совершенство произведений из яшмовой керамической массы этой компании захватило, увлекло. Собирание подобных предметов стало глубоким, осмысленным. Постепенно приобретённые в России и за рубежом вазы, чашки, кувшины, декоративные пласты и т.п. сложились в большую, цельную, интересную коллекцию.
Наше знакомство с А. Н. Зизиным произошло на одной из музейных выставок, посвященных истории керамики. Завязались дружеские отношения, и, как это бывает у истинных коллекционеров, он захотел показать свое собрание в нашем музее. Со временем Анатолий Николаевич стал другом музея, консультантом, дарителем, а произведения из его коллекции стали регулярно демонстрироваться на музейных выставках.
В 2016 году на основе коллекции Анатолия Николаевича была подготовлена экспозиция выставки «Блистательный Веджвуд и произведения английской керамики XVIII – XIX веков». Выставка прошла с большим успехом и имела значительный резонанс. В 2017 году предметы из коллекции Зизина участвовали в выставке «Танец. Движение. Ритм» и были подарены музею. В этом же году в память о своей жене, Галине Васильевне Зизиной, и по её просьбе Анатолий Николаевич передал музею редкие датские вазы производства Королевской фарфоровой мануфактуры и частной фарфоровой мануфактуры Бинга и Грендаля.
В конце 2019 года А.Н. Зизин преподнес в дар 241 произведение своей коллекции, основу которой составляют изделия компании «Веджвуд». Часть предметов сразу же вошла в постоянную экспозицию залов западноевропейского искусства музея. Другие произведения, размещенные в специальном помещении, будут показаны в рамках проекта «Открытые фонды». Это позволит всем желающим посетителям музея познакомиться с историей и произведениями из яшмовой массы всемирно известной, но редкой в собраниях российских музеях, английской керамической компании.
Особенно приятно то, что желание Анатолия Николаевича передать свою коллекцию Радищевскому музею поддерживалось самыми близкими людьми – женой Галиной Васильевной и братом Михаилом Николаевичем, которые участвовали в формировании коллекции и считали принятое решение верным и необходимым.
Принеся в дар свою коллекцию, Анатолий Николаевич пополнил список меценатов, благодаря которым собрание Радищевского музея считается одним из значимых художественных собраний России.
Заведующая сектором декоративно-прикладного искусства и скульптуры
Заслуженный работник культуры
Людмила Михайловна Михайлова
Предметы в каталоге представлены в порядке, соответствующем их расположению в витринах открытого фонда коллекции произведений компании «Веджвуд», дар А.Н. Зизина.
1. Типология, название, серия (если есть). Время создания
2. Место производства: страна, графство, населенный пункт (если известно).
Название завода (фабрики), имя владельца или название управляющей компании
3. Материал, техника исполнения
4. Размеры (в сантиметрах)
5. Инвентарный номер
В некоторых случаях приводятся дополнительные сведения о типологии, истории изготовления, изображённых сюжетах.
В марте 2019 года в дар от Анатолия Николаевича Зизина в Радищевский музей была передана коллекция английской керамики, основу которой составляют изделия всемирно известной компании «Веджвуд».
История компании началась в 1759 году с открытия Джозайей Веджвудом I (Josiah Wedgwood I, 1730-1795) собственного производства в Берслеме (графство Стаффордшир). Веджвуд очень быстро стал одним из самых успешных и прославленных керамистов Великобритании. В 1767 году получил право называться «керамистом Её Величества». В 1769 году в партнерстве с Томасом Бентли открыл знаменитую фабрику «Этрурия» для производства изделий в «античном вкусе». Важная заслуга Веджвуда состоит в том, что он на научной основе усовершенствовал старые и создал новые глазури и керамические массы, изобрел прибор для измерения высоких температур, позволяющий контролировать процесс обжига, что резко повысило качество английской керамики1За изобретение пирометра Джозайя Веджвуд в 1783 году был принят в члены Королевского научного общества. Веджвуд не только уловил возникающие тенденции в стилистических изменениях искусства второй половины XVIII века, но и сам оказал существенное влияние на формирование нового стиля, именуемого в Европейских странах неоклассицизмом2В российском искусствознании этот период принято называть «классицизм». Его предпринимательские способности привели к формированию бренда, который существует по сей день, и неразрывно связан с понятиями «превосходный вкус» и «английские традиции». Имя Дж. Веджвуда стало нарицательным, а его деятельность, бесспорно, является важным этапом в развитии мирового декоративного искусства.
Компания, созданная великим английским керамистом, на протяжении своей истории неоднократно меняла названия, объединяясь с другими фирмами, но торговая марка «Веджвуд» всегда оставалась неизменной. Под этим именем она известна во всем мире.
Хранитель музейных предметов
Анна Сергеевна Довгаленко
Довгаленко Анна Сергеевна
Михайлова Людмила Михайловна
Довгаленко Анна Сергеевна
Довгаленко Анна Сергеевна
Петрова Виктория Евгеньевна
Боровская Марина Игоревна
Федоренко Мирослав Владимирович
Ефимкин Владимир Леонидович
Ветчинкина Ирина Павловна
Ветчинкина Ирина Павловна
Федоренко Мирослав Владимирович
Юдина Анастасия Валерьевна