Неизвестный художник конца XIX – начала ХХ века
Портрет дамы с жемчужной сеткой в волосах
Кость, акварель, гуашь. 6,3 х 5,1 (овал, в свету)
Передана в 1918 – 1920 годах, из Секции изобразительного искусства Городского Отдела народного образования (Саратов)
На бумажной этикетке, наклеенной на оборотной стороне сказано, что на «портрете» изображена Герцогиня де Шеврез. Имя этой участницы всех знаменитых интриг при дворе Людовика XIII стало известно широкой публике благодаря романам А. Дюма «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя».
Однако сопоставление нашей миниатюры с подлинными портретами герцогини де Шеврез (1, 2, 3), написанными в XVII веке, показало абсолютное отсутствие сходства. Платье и прическа модели вообще представляют собой некую причудливую смесь самых разных стилей, и кажутся скорее театрально-маскарадным костюмом. Технология написания миниатюры свидетельствует, что исполнена она была во второй половине – конце ХIХ века.
В каталоге портретной миниатюры XVIII – начала XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи мы обнаружили портрет, близкий нашей работе. Сходство очевидно во всем: во внешности изображенных, в трактовке костюмов и причесок, в положении фигур в пространстве. Имя модели на миниатюре из собрания Третьяковской галереи, как и в нашем случае, указано на этикетке, наклеенной на оборотной стороне. Очевидно, в конце XIX века были мастерские, делавшие массовым тиражом миниатюрные подделки с изображением известных исторических лиц для массовой продажи.
Где был исполнен «Портрет герцогини де Шеврез» – в России или Европе, установить практически невозможно. Романы А. Дюма пользовались невероятной популярностью как во Франции, так и в других странах. «Три мушкетера» первоначально публиковались по главам в газете «Le Siècle» с марта по июль 1844 года, а уже два года спустя в Санкт-Петербурге вышло первое издание на русском языке. Вторая книга трилогии, «Двадцать лет спустя», опубликованная во Франции в 1845 году, на следующий год вышла в России. Подобные «портреты» высоких особ, известных в истории, в эффектном исполнении, были рассчитаны на вкусы определенного круга тщеславных коллекционеров, с «претензиями» на