Кувшин «Рыцарь»
После 1873 – первая половина 1880-х годов
Германия, Вестервальд. По модели Р. Ханке
Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом. Высота: 26
Поступил в 1885 году от А. П. Боголюбова
Каменная масса – особый вид керамики, которая после обжига при 1300º приобретала плотный черепок и казалась выточенной из камня. Она стала изготавливаться в XVI веке в Германии, богатой залежами глины нужного качества, и по сей день воспринимается немцами как национальное производство. Посуда, преимущественно для пива и вина, изготовленная из этого материала и богато украшенная рельефным декором, получила распространение на всей территории Германии. Не случайно, в представлении многих иностранцев традиционный образ ее жителя – веселый, жизнерадостный бюргер с кружкой пива в руке.
Изображение бородатого мужского лица встречается на горлышке немецких керамических кувшинов в XVI–XVII веках. В то время они имели сакральное назначение, отсюда их старинное название – «Ahnen» (в переводе с немецкого – предки, духи).
Вернулись к «кувшину-бородачу» только в конце XIX столетия. Толстый рыцарь, образ которого органично связался с шекспировским героем Джоном Фальстафом – хвастуном и гулякой, пользовался невероятной популярностью. Комический эффект достигнут здесь сочетанием противоположностей – массивное тулово ренессансного сосуда XV–XVI веков стоит на ножке, заимствованной у изящных фаянсовых изделий XVIII столетия.
На животе «рыцаря» – надпись: «После тяжелого дня в награду я, кружка прохладного напитка». В сочетании формы сосуда и этой фразы отразился грубоватый немецкий юмор: бюргер, живущий своим трудом, наливая пиво в кувшин или кружку в форме рыцаря, заставлял теперь этого представителя благородного сословия, своего вечного антагониста, кланяться и прислуживать себе. Кувшин точно соответствует модели знаменитого модельера эпохи историзма Райнольда Ханке. Однако номер модели на ее донышке показывает, что наша работа была выполнена другой фирмой.