Владимир Дмитриевич Сверчков. 1821 - 1888
Знаменосец
Холст, масло. 107 х 80
Копия 1856 - 1873 годов по композиции нидерландского художника конца XVI века.
Картина находилась в коллекции художника Владимира Дмитриевича Сверчкова, друга А.П. Боголюбова, сделавшего щедрый дар Радищевскому музею. Творческий диапазон В.Д. Сверчкова был очень широким – он писал батальные сцены, портреты, натюрморты. Среди подаренных Сверчковым картин – «Знаменосец», записанный в музейный инвентарь как работа нидерландца Бартоломеуса ван дер Хельста (1613 - 1670). Вскоре она стала считаться копией с работы этого мастера. Еще в 1915 году известный киевский искусствовед С.А. Гиляров отметил ее высокий уровень: «Из копий нельзя пройти мимо мужского портрета Ван дер Гельста». Однако надпись на гербе: «Aetatis Suаe 36 An Domini 1590» (изображен в возрасте 36 лет, в году 1590) говорит о том, что эта картина не могла быть копией с Б. Ван дер Хельста, родившегося в 1613 году Мы нашли автора оригинала, который хранится в собрании Старой пинакотеки в Мюнхене. Это – нидерландский мастер, работавший в Антверпене в конце XVI века.
Возникает следующий вопрос – кем же создана эта замечательная копия, единственная среди подаренных В.Д. Сверчковым оригиналов? Фабричный холст, характер красочных материалов и манера их наложения свидетельствуют о том, что копия была выполнена в XIX веке. На обороте холста – штамп мюнхенской фабрики по изготовлению холстов «Malerleinwandfabrik von A. Schutz man in Muеnchen». Явно, что копиист жил в Мюнхене, был очень хорошим, профессиональным художником. Очевидно, что копия была сделана самим Владимиром Дмитриевичем, изучавшим манеру старых нидерландских мастеров. Ее сравнение с натюрмортом кисти В.Д. Сверчкова из собрания Радищевского музея подтверждает это предположение.
Художник не слепо копирует работу нидерландского мастера, а изменяет ее в связи в представлениями своего времени. Для человека XIХ изображенная в анфас, основательная, занимающая все пространство почти квадратного формата фигура знаменосца казалось слишком статичной. В.Д. Сверчков использует более вытянутый формат, чуть усиливая ракурс и удлиняя пропорции. В результате исчезает свойственная XVI веку основательность и монументальность, фигура знаменосца приобретает некоторое изящество. Если картина нидерландского мастера представляет действительно знаменосца – члена гильдии стрелков, защитника города, то в варианте В.Д. Сверчкова, это, скорее, участник одного из костюмированных балов, популярных в эпоху историзма.