Иван Иванович Шишкин
Шишкин первый отнёсся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством…
Прахов А.В.
В плеяде живописцев второй половины XIX столетия Иван Иванович Шишкин (1832–1898) занимает одно из важнейших мест.
Картины мастера любимы многими поколениями, а его имя стало нарицательным. Даже далёкие от искусства люди знают как
минимум одно произведение Шишкина — «Утро в сосновом лесу», тех самых «медведей». В творчестве художника есть черты,
которые задевают самые тонкие струны человеческой души, вызывают яркий эмоциональный отклик.
Выставка «Русский лес. Шишкин и его современники» даёт возможность проследить сложный и плодотворный путь, который
прошёл мастер — уроженец крошечного городка, сын купца, вопреки всему ставший художником. Представить ранний период
творчества Шишкина позволяет этюд «Лесная чаща» (1867; Третьяковская галерея). Он обладает всеми чертами законченного
произведения: его отличает большой формат, композиционная целостность, скрупулезная проработка деталей, документальная
точность в изображении растительного мира.
«Прекрасное — есть жизнь» вслед за писателем Николаем Чернышевским словно бы провозглашает здесь художник. Он ищет
красоту и гармонию в простом и привычном. Русский лес становится для него неиссякаемым источником вдохновения. К могучим
соснам, изящным берёзкам тихими тропинками ведёт своего зрителя мастер, чтобы продемонстрировать красоту и величие
русской природы.
Со всей тщательностью Шишкин выбирал сюжеты для своих картин. Друзья вспоминали, как однажды он в одночасье освободил
дерево от старых веток, дабы представить его на полотне во всей красе. На картинах художника не бывает «лишних» деталей,
каждая её часть значительна и достоверно исполнена, передний и задний планы одинаково старательно прописаны. Особенно
заметно это в работах, исполненных в 1870-е годы. В этот период в творчестве мастера появляется интерес к изображению
сложных, изменчивых состояний природы. В картине «Вечер в сосновом лесу» (1875; Музей изобразительных искусств
Республики Татарстан) Шишкин наблюдает, как ложатся на землю последние лучи угасающего дня, в работе «Берёзы после бури»
(1871; из той же коллекции), — демонстрирует печальный итог ненастья: разбросанные ветки, деревья, бессильно
склонившиеся к земле под натиском непогоды.
Середина 1870-х годов — трагический период в жизни художника. Один за другим уходят его близкие люди: сначала умирает
отец, затем — талантливый ученик Фёдор Васильев, жена, сыновья. Он ещё нескоро восстановит свои душевные силы, но не
оставит работу. В 1874-м мастер напишет этюд «Лесная чаща» (Радищевский музей), не совсем для себя типичный. Прежде в
произведениях Шишкина всегда главенствовал рисунок, детальная проработка формы, в данном случае основным выразительным
средством становится колорит. Художник использует приёмы тональной живописи: в рамках одной зелёно-коричневой гаммы
добивается разнообразия оттенков. В том же году автор подарит картину основателю Радищевского музея — Алексею
Боголюбову.
Они были знакомы ещё со времён учебы Шишкина в Академии художеств, впоследствии вместе участвовали в деятельности
Товарищества передвижников. На его первой выставке мастер представил рисунок «Лес» (1871; Радищевский музей),
выполненный для картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». По мнению близкого друга художника, живописца
Ивана Крамского, основу творчества Шишкина составляло точное изучение натуры, осуществляемое «учёным образом». Почти
фотографическая иллюзорность сочетается здесь с богатой живописной игрой света и тени, эпическое величие мотива придаёт
рисунку поистине монументальный характер.
Шишкин был прекрасным рисовальщиком. Графическое наследие автора колоссально и представлено не только оригинальными
работами. Шишкин — крупнейший в русском искусстве XIX столетия мастер офорта. На выставке экспонируются около двадцати
его работ, исполненных в данной технике. Листы «Тайга», «Затишье», «Лесной ручей» и др. (все — Радищевский музей)
привлекают своей тонкой детализацией и особой проникновенностью образов. Монохромные изображения кажутся красочными,
наполненными солнечными светом и воздухом, по выразительности не уступают живописным полотнам.
Шишкин с детства ощущал сопричастность жизни природы, учил любить её и «глубже чувствовать». В его лучших работах
заметно поэтическое, а иногда и романтически-взволнованное переживание натуры. Картины, созданные в 1880-е — 1890-е
годы, — «Пасека» (1882; Третьяковская галерея), «В лесу» (1880-е; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан),
«Обрыв» (1893; из той же коллекции) — отчётливо демонстрируют любовное отношение автора ко всем проявлениям жизни природы.
До последних дней жизни Шишкин много и плодотворно работал, принимал активное участие в выставках Товарищества. С
передвижниками его сближали реалистическая направленность творчества, общие просветительские задачи, но между ними существовало и важное отличие: мастеру не было свойственно критическое отношение к действительности. Шишкин — художник
жизнерадостный, его творчество несёт в себе огромный позитивный заряд. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить
неистощимым запасом своих даров... Что может быть лучше природы», — утверждал он. Сколько полнокровного восприятия жизни в
его поздних работах — «На даче» (1894; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Полянка» (1897; из той же
коллекции). Наполненные светом и воздухом, они передают радостное ощущение, которое возникает при общении с природой.
Историк искусств Адриан Прахов точно подметил: «Шишкин влюблён во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой
травинки и как любящий сын передаёт в этой дорогой ему стихии лесов всё... до последней мелочи, с умением истинно
классическим». Мы приглашаем всех любителей искусства разделить с художником это чувство восторга и полноты бытия на
выставке «Русский лес. Шишкин и его современники».