Станислав Маршалкевич (1789-1872) / Stanislaw Marszalkiewicz
Женский портрет. Копия конца XIX – начала ХХ века
Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом и марганцем. Картон с муаровым теснением, цветная печать с ручной доработкой, лак, белила. 11,2х7,7.
Приобретена в 2003 году у Т.А. Башировой (Саратов)
На закрывающем миниатюру с оборотной стороны овале (лак, имитирующий черепаховую пластину) – накладной металлический вензель L в окружении цветочного орнамента из перламутра.
Автор этой работы постарался придать ей вид дорогой и ценной вещицы: оборотная пластина кажется выполненной из черепахового панциря, рамка украшена тонким ажурным плетением из металлической, похожей на серебряную, проволоку.
На самом деле все элементы являются не тем, чем кажутся. Тонкое ажурное плетение на рамке – слишком тонкое и правильное для ручной работы, свидетельствует о механической, машинной, а не ручной, оригинальной работе. Красивый оборот оказывается не настоящим черепаховым панцирем, а его дешёвой имитацией, выполненной из лака.
Под лист с изображением подложен толстый лист фольги. Миниатюристы XVIII – первой четверти XIX века подкладывали тонкий лист фольги под полупрозрачную (толщиной 0,3–0,5 мм) пластинку слоновой кости для усиления интенсивности красок. Под бумажную основу, из-за её неспособности пропускать свет, лист фольги не подкладывали. То есть у автора рассматриваемой работы нет понимания для чего последний элемент использовался в классической миниатюре.
На лицевой стороне справа вдоль плеча читается фамилия Marscalliens. Её трудно даже соотнести с какой-либо конкретной страной, национальностью. В то же время, она наводит на одно предположение.
Первые четыре буквы «подписи» «Mars…» вызывают в памяти ассоциации с именем польского миниатюриста Станислава Маршалкевича (1789-1872), очень популярного в первой половине – середине XIX века.
Некоторое время назад на Интернет-Аукционе была выставлен аналогичный портрет, подписанный Маршалкевичем.
Ошибка в написании фамилии на нашей миниатюре позволяет датировать её исполнение рубежом XIX-XX веков. Сложно представить, чтобы в 30-е – 40-е года XIX века фамилию одного из самых модных и знаменитых миниатюристов Европы того времени сознательно могли так исказить. К концу столетия имя Станислава Маршалкевича, умершего в 1872 году, изрядно позабылось. Специалистов было мало, биографических справочников художников-миниатюристов было мало. Единственным в России, достаточно вдумчивым исследованием, с биографической подборкой была работа Н.Н. Врангеля «Очерки по истории миниатюры в России» опубликованная в журнале «Старые годы» в 1909 году.
При всём сходстве оригинального портрета и копии из собрания Радищевского музея различия очевидны и дело не только в том, что наша работа не написана красками, а напечатана. Её автор постарался все составляющие элементы сделать максимально «красивыми»: более яркие, насыщенные краски, имитация черепахового панциря, перламутровый вензель, ажурное плетение. Как ни парадоксально это прозвучит, но именно она производит более эффектное впечатление, а значит – способна быстрее привлечь внимание потенциального покупателя-коллекционера.