Абдурахманов Надир Гамбар оглы. В новой Корее. 1959.
Абдурахманов Надир Гамбар оглы. В новой Корее. 1959.
В 1958 году Союз художников командировал Надира Абрурахманова в творческую командировку в Корею. Это время пребывания в Северной Корее (около месяца) оказалось необычайно значительным для художника. Он много ездил, смотрел, писал этюды, общался с людьми, изучал новую природу, быт городов, сел.
«Новая Корея» (1959) – картина из серии работ «По Корее», написана в мастерской художника в Баку на основании этюда, сделанного в Пхеньяне осенью 1959 года. «Вместе с моими товарищами по поездке как-то в предвечерний час я сидел на берегу реки в Пхеньяне. Мимо нас грациозно и легко шла женщина в светлом платье, с ребенком за спиной. Мне очень понравилась вся сцена – вечерний свет, походка женщины, бамбук и на фоне – дома новостроек вперемежку со старыми постройками, – рассказывает художник. – Я быстро сделал этюд».
Картина эта – вытянутое по горизонтали полотно. Занимая все поле по вертикали, движется группа молодых женщин в национальных костюмах. У одной из них на голове – большой таз, который она поддерживает одной рукой, у другой – за спиной привязан ребенок. Приближая фигуры к зрителю, заполняя ими передний план, художник тем самым концентрирует на них наше внимание. Чтобы передать ритм и точность движения, Абдурахманов добивается более точного и строгого рисунка, строит рисунок цветом. Общее легкое и упругое движение подчеркивается стройными стволами бамбука. Особую ясность придает всей композиции звучание цветовых пятен, их чередование, повторение в ритмическом порядке.
Художник ищет способ объединения первого плана, решенного монументально-декоративно, и второго – городского пейзажа, звучащего приглушенно (по сравнению с ярким по цвету и ритмически ясным первым планом), но обладающего всеми особенностями реального изображения. Отвлекаясь от группы женщин, мы разглядываем городской пейзаж, с новостройками и традиционными архитектурными сооружениями. Эти два плана, дополняя друг друга, не совпадают стилистически. У художника есть явное желание перенести ясно и цельно звучащую тему «Женщины новой Кореи» в естественную, реальную среду.
![]() |