У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…". Морских пейзажей художник создал огромное количество - по собственному признанию, не менее шести тысяч больших и маленьких картин. Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. В Саратовском Радищевском музее хранится три живописных работы Айвазовского ("Вид Константинополя", "Корабль у берега", "Трапезунд с моря") и два этюда в паспарту с воспроизведением его фотопортрета ("Марина", "Везувий").
Айвазовский любил изображать штормовое море и корабли, которые борются с разбушевавшейся стихией, подобное тому, что мы можем увидеть на картине "Корабль у берега". По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: "Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер - без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре … ".
На картине "Корабль у берега" мы видим штормовое море, весь передний план заполнен идущими от горизонта пенящимися волнами, набегающими на отлогий берег и разбивающимися о прибрежные камни. Блестит и переливается серебром вода на прибрежных камнях, искрится пеной на гребнях волн. Сквозь разорванные ветром клубящиеся облака проглядывает голубое небо. И на их фоне стройный силуэт сопротивляющегося шторму корабля, паруса и снасти которого треплет ураганный ветер. Художник любил писать корабли. Еще мальчиком он рисовал безымянные парусники на случайных листах бумаги. Позже, в Петербурге, будучи учеником Академии, он населял свои морские пейзажи большими и малыми кораблями, военными бригами с наполненными ветром парусами. Картина "Корабль у берега" выдержана в прозрачных серебристо-серых и зеленоватых тонах. Эту особенность картин Айвазовского отмечали и критик В.В. Стасов, и художник-маринист А.П. Боголюбов "Все его картины выдержаны в каком-либо определенном цвете. Они обычно голубые или розовые, желтые или лиловые, зеленые или синие… Этот определенный строй картины создавался подбором палитры определенного красочного состава".
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые для художника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью. Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
Айвазовский, работая над картиной, стремился завершить ее сразу, пока не высохла красочная масса на холсте, методом a la prima. Если художнику не удавалось сразу закончить работу по свежему красочному слою, то небо он обязательно писал сразу.
Отец известного художника Валентина Серова, известный музыкальный критик А.Н. Серов в своем письме рассказывал о его методе работы. " Айвазовский сам и его знакомые рассказывали мне подробно, как он работает. Воздух он пишет непременно в течение одного утра, как бы не велика картина ни была. Этого требует смешение красок. Таким образом, иногда ему приходится не отходить от картины с шести часов утра до четырех пополудни…". Как отмечали современники, процесс работы у Айвазовского всегда протекал в состоянии творческого напряжения, так как он обычно воссоздавал воображаемый образ моря, не будучи связанным никакими предварительными работами, кроме беглого карандашного эскиза.