Для персональных компьютеров                                                                                 Для мобильных устройств

5 ноября 2014 года исполняется 136 лет со дня рождения К.С. Петрова-Водкина, известного художника XX столетия, уроженца г. Хвалынск Саратовской области.

Радищевский музей представляет обои «рабочего стола» в ноябре по мотивам произведения «Две девушки» (1915) К.С. Петрова-Водкина.

Две девушки на фоне широкой реки и прозрачного неба. Сюжет картины очень лаконичен и непритязателен. Но что-то привлекает внимание зрителя, заставляет остановиться. Возможно это особая возвышенность и торжественность, свойственные итальянским фрескам и русским иконам. Художник достигает такого звучания пластическим и цветовым решением картины.

Стройные девичьи фигуры решены условно, декоративно, монументально. Они выдвинуты вперёд и заполняют собой почти всё пространство, что придает им большую монументальность. Упругие, гибкие линии не только очерчивают и моделируют фигуры, но и создают лёгкое, напевно-ритмичное движение. В облике девушек есть достоинство, сдержанность, спокойное величие, статность, а позы и жесты, несмотря даже на известную плоскостность общего композиционного решения, имеют пластическую выразительность скульптуры. Художник с помощью своей совершенно оригинальной живописно-пластической системы, в основу которой легли изобретенная им сферическая перспектива и особое понимание цвета, восходящее к древнерусской иконописи и итальянской фреске, создает обобщенный образ русской женщины, в котором важны не внешние частности, а понимание духовной красоты, естественно отражающейся во внешности.

Цвет в картине условен и декоративен. Петров-Водкин считал, что свет деформирует, «замутняет» основные, изначальные свойства цвета, и поэтому освободил его от воздействия света и солнца, создающих переменчивость, зыбкость, прихотливую игру пятен. В результате цвет в его работах приобрел декоративно-монументальный характер. Лаконичное содержание картины - триединство неба, земли и человека - раскрывается через простые цвета - цвета радуги. Петров-Водкин использует цвет не только как изобразительное средство, но и как средство эмоционально-образной выразительности. Насыщенные, светлые тона жёлтого, красного, голубого, зеленого, сталкиваясь между собой и усиливая друг друга, наполняют картину декоративной звучностью, свежестью, поэтичностью и гармонией молодости.

Охристо-золотистый тон лиц и тел девушек, их условная, легкая светотеневая моделировка заимствованы Петровым-Водкиным из русской иконописи. Это придает образам девушек чистоту, извечность, обобщенность и нечто непреходящее, что свойственно иконописным ликам.

Условен, декоративен и монументален также и пейзажный фон. В нем нет конкретизации места. Это собирательный образ волжских далей: размытая синь огромной реки, свободно перетекающая в бездонную голубизну неба и зелёная полоска дальнего берега.

Ясность и продуманность композиции одна из главных черт Петрова-Водкина. Внешне очень непринужденная композиция на самом деле имеет четкую структуру и связь отдельных частей, как бы переходящих друг в друга и создающих особую музыкальность, которая становится основной темой картины. В ней нет сюжетного действия, повествовательности. Ее идея раскрывается через мелодичное цветовое звучание, плавность линий и композиционные ритмы. Подобная поэтичность и музыкальность, бессюжетность, отсутствие повествовательности характерны для русского символизма и модерна - художественных течений в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков, к которым относится творчество Петрова-Водкина.

Едва ли не самой главной отличительной чертой символистской живописи было стремление к пластическому упрощению образов. Однако как бы подсознательная примитивизация живописи символистов не была возведена в систему. К упрощению своей образной структуры каждый художник-символист приходил совершенно самостоятельно и, что особенно важно, интуитивно. Естественно, стремление к примитивизации у Петрова-Водкина проявилось по-своему. Ясные, локальные цвета, четкие, как бы обобщенные формы и, в отличие от других художников, явные аллюзии из русской иконописи.

Еще одна характерная черта роднит этого художника с другими символистами - это отказ от жанровости в пользу монументально-декоративной композиции. В основе декоративности Петрова-Водкина лежат художественные приемы русской иконописи. Икона была частью жизненного уклада его родного города Хвалынска, где находилось множество православных церквей, старообрядческих скитов, монастырей и молелен. Еще мальчиком Петров-Водкин многое узнал о работе над иконой от местных иконописцев. Так что, икона может быть причислена к тому, что сам художник называл «запасами образов», «запасами семян моей родины». Позднее, после знакомства с открытыми в начале ХХ века шедеврами древнерусской живописи он скажет, что «новогородские образцы и мастера Рублев и Дионисий показались мне уже близкими и знакомыми с детства». Под влиянием глубоких впечатлений, полученных от первой выставки древнерусской живописи, увиденной им в Москве в 1913 году, его картины приобретают еще более обобщающий символический и метафоричный смысл, как в иконе или фреске, чему соответствовал и новый живописно-пластический язык художника, отмеченный яркой декоративностью и монументальностью.

В связи с этим очень не просто определить жанр многих картин Петрова-Водкина. Так и картину «Две девушки» с большой натяжкой можно отнести к бытовому жанру и уж тем более нельзя назвать портретом. Но и декоративной композицией в чистом виде она не является - слишком глубоки, метафоричны и духовны образы. Картина «Две девушки» (1915) относится к «хвалынскому циклу» Петрова-Водкина. Источником вдохновения для работ, вошедших в этот цикл, послужили впечатления и воспоминания детства.

«Две девушки» (1915) из собрания Радищевского музея, так же как и другая картина «Девушки на Волге» (1915), хранящаяся в Третьяковской галерее, была написана после поездки художника на Волгу в родной город Хвалынск летом 1914 года. Родство этих двух картин сразу бросается в глаза. И хотя картина из Радищевского музея повторяет центральную группу полотна «Девушки на Волге», тем не менее, она не производит впечатления фрагмента, этюда или эскиза другой картины. Это вполне самостоятельное произведение и, скорее всего, является вариантом «Девушек на Волге». И этот вариант отличается большей монументальностью, лаконичностью и обобщенностью образов.



Обои для рабочего стола можно скачать здесь:

без календаря: 1024x768, 1280x800, 1280x1024, 1366x768, 1600x900, 1680x1050, 1680x1200, 1920x1080, 1920x1200

с календарем: 1024x768, 1280x800, 1280x1024, 1366x768, 1600x900, 1680x1050, 1680x1200, 1920x1080, 1920x1200

Если вас интересуют другие разрешения для обоев рабочего стола, ждем ваших комментариев.


0
Guest
Добрый день! 1600*900
Заранее спасибо)
Имя Цитировать 0
0
radmuseumart@radmuseumart.ru
Уважаемый гость! Предложенный Вами формат размещён на портале.
Имя Цитировать 0
0
Guest222
Обожаю эту картину
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений