Жизнь и творчество

Уткин
Петр Саввич

Для художника всё содержательно,
таинственно и глубоко. Все явления моей
жизни не бесследны, а потому красивы.
П.С. Уткин

О проекте
Начало. Выбор пути

Начало. Выбор пути

В 1878 году железнодорожный служащий Савва Корнилович Уткин вместе с женой и двумя сыновьями переехал из Тамбовской губернии в Саратовскую. Младший — Пётр, родившийся 9 октября 1877 года, перебрался на новое место буквально на руках матушки Ольги Варфоломеевны.

Сначала поселились в селе Разбойщина, позднее нашли жильё в Саратове, скорее всего где-то «на горах» (так называли в Саратове место на склоне Соколовой горы). Вскоре отец ушёл из семьи, мать будущего художника оказалась в крайне бедственном положении, поэтому Пётр, пройдя обучение в городском четырёхклассном училище, поступил на службу конторщиком в скобяной и москательный магазин купцов Чирихиных.

Свободное же время вместе с другом Павлом Кузнецовым проводил в художественной студии Саратовского общества любителей изящных искусств, получая первые уроки изобразительного искусства у Г.П. Баракки и В.В. Коновалова, известных в Саратове художников-педагогов.

Судьбоносной для Петра и Павла стала встреча с В.Э. Борисовым-Мусатовым. Виктор выбрал для себя профессию художника, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и теперь увлечённо изучал старую и современную живопись, живя в Париже. Приезды Виктора домой на каникулы, горячие беседы, новые знания, совместная работа окончательно определили будущее юных саратовцев.
В 1896 году Пётр ушёл со службы, начал подрабатывать копированием картин, продажей этюдов, уроками, а в феврале 1897 года поступил в только что открывшееся Боголюбовское рисовальное училище.

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. АЛАЯ РОЗА

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. АЛАЯ РОЗА

Душа забыла час и год,
Врастая в бездну голубую,
Кидая в тайну тёмных вод
Звезду хрустально-золотую...
П.С. Уткин

Осенью 1897 года неразлучные Пётр и Павел уже стали учащимися Московского училища живописи ваяния и зодчества. Там земляков-волжан сразу приметил Кузьма Петров-Водкин, сразу назвавший их Дон Кихотом и Санчо Пансой. На роль рыцаря печального образа безошибочно был определён Уткин: высокий и худой блондин с острым носом, усами и бородкой-эспаньолкой.

Летом 1902 года Кузнецов, Уткин и Петров-Водкин получили заказ от саратовской епархии на роспись церкви Казанской Божьей матери. Решено было поразить всех новизной и необычностью подхода к каноническим сюжетам. Уткину досталась композиция «Хождение по водам», которую троица называла «В бурю, во грозу».

«Она менялась Уткиным едва ли не ежедневно: то прояснялось Генисаретское озеро, то снова налетали на него шквалы, и в тучах брызг скрывались и Христос, и лодка с волжскими рыбаками».
Два других автора были, пожалуй, ещё смелее. Результат оказался предсказуемым и печальным, росписи были признаны кощунственными и уничтожены по решению суда.

В 1904 году Уткин и Кузнецов не побоялись ещё раз попытаться приобщить саратовцев к новому искусству. Они организовали выставку с необычным названием «Алая роза», для участия в которой привлекли своих друзей — соучеников по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. А для того, чтобы обозначить свои эстетические ориентиры, представили на выставке работы В.Э. Борисова-Мусатова и М.А. Врубеля. И их снова ждала газетная брань и непонимание...

Голубая РОЗА

ГОЛУБАЯ РОЗА

На выставках будут, как редкости,
появляться его пейзажи вечерних
раздумий, снежные узоры на окне,
полные лиризма и нежности. К.С. Петров-Водкин

Однако совсем скоро имена молодых саратовцев Петра и Павла и их единомышленников Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина и других стали широко известны, благодаря выставке «Голубая роза», состоявшейся в 1907 году в Москве и ставшей значительным событием в русском искусстве начала ХХ века.

Образ прекрасной неземной розы преподносился как символ иной жизни. Художники стремились вырваться из оков тяжёлой и пошлой обыденности, создать собственный мир, в котором торжествуют мечта и гармония. В этом мире обитали таинственные, почти бесплотные персонажи, природа была полна намёков и недоговорённостей.

Подобное мировоззрение было внутренне присуще Уткину как никому из голуборозовцев.

После успеха выставки Павел Кузнецов, Пётр Уткин и скульптор Александр Матвеев, тоже саратовец, были приглашены для создания усадьбы на Южном берегу Крыма, в местечке Новый Кучук-Кой.

НОВЫЙ КУЧУК-КОЙ

НОВЫЙ КУЧУК-КОЙ

Глицинии на восточной веранде и на
выемке отцвели, а розы цветут на
выемке сплошными коврами — очень
красиво, но использовать их как
живописный материал я пока не умею. П.С. Уткин

Чиновник Министерства финансов, меценат и коллекционер Я.Е. Жуковский задумал архитектурно-парковый ансамбль в духе идей символизма и модерна. Работа шла в течение нескольких лет, получившийся результат превзошёл все ожидания, стал классическим примером синтеза природы и изобразительного искусства.

Художники получили возможность работать не только в двухмерном пространстве, хотя в оформлении присутствовали росписи на плоскостях стен, потолков усадебных построек, но смогли выйти в пространство парка, воспользоваться красками живописнейшей крымской растительности, разнообразием и выразительностью ландшафта.

Уткин создаёт эскизы интерьеров дома и пишет целую серию пейзажных работ, в которых запечатлевает постепенно складывающийся облик усадьбы. Его крымские пейзажи лиричны, музыкальны, вполне конкретные мотивы в них превращены в образ своеобразного земного Рая.

Новый Кучук Кой «привязал» художника почти на десятилетие. Он проводил там большую часть года, много работал, лишь ненадолго возвращаясь в Саратов и бывая наездами в московских издательствах, от которых получал заказы на журнальные и книжные иллюстрации.

ПОСЛЕ 1917-го. УЧИТЕЛЬ

ПОСЛЕ 1917-го. УЧИТЕЛЬ

К Петру Саввичу шла учиться всегда лирически настроенная молодёжь —
любители грустных саратовских волжских песен,
нежных гамм. Мастерская его всегда утопала в голубых
лирических «обстановках», аромате нежности, грусти и ласки. Д.Е. Загоскин

1917 год Уткин встретил в Москве, но уже 1918 вернулся в Саратов. Петру Саввичу досталось немало громко звучащих должностей в коллегиях, комиссиях, отделениях, занимавшихся изобразительным искусством.

На своём месте он неожиданно оказался в роли уполномоченного по делам Свободных художественных мастерских, в которые превратилось Боголюбовское рисовальное училище. Так в жизни Уткина случился ещё один важный поворот, открывший в нём талант педагога, а, вернее сказать, Учителя.

Скромный, деликатный, никогда ничего не навязывавший ученикам, «Дон Кихот», сумел воспитать поколение одарённых художников, самой сильной стороной творчества которых стал пейзаж. Им он передал то, что исповедовал с юности: трепетную любовь к природе, бережное внимание к её тонким, почти неуловимым состояниям, философскую созерцательность, умение бесконечно варьировать оттенки одного цвета.

Несмотря на то, что каждый их учеников Уткина имел свою неповторимую индивидуальность, их общность хорошо была заметна на тогдашних больших российских выставках. Традиция, которую Уткин вёл от Борисова-Мусатова, была продолжена.

К 1931 году положение Уткина в училище изменилось. Учебный процесс теперь строго регламентировался, исчезла ориентация на развитие творческого начала. Художник перестал преподавать, а вскоре переехал в Ленинград, чтобы стать деканом живописного факультета Всероссийской Академии художеств.

Умер Пётр Саввич Уткин в ночь с 17 на 18 октября 1934 года. Провожая Дон Кихота, К.С. Петров-Водкин как всегда удивительно точно сказал: «Меня всегда восхищало в Уткине его светлое, насквозь оптимистическое отношение к жизни. Зная Петра Саввича на протяжении более чем тридцати лет, я не помню момента ... срыва в нем этого озарённого мироощущения. И в его работах он оставил это изящное, в лучшем смысле этого слова, деликатное чувство любви и всеприемлемости мира».

Галерея

Работы автора Фотогалерея