Помпейский мастер I века н.э.
Торжество Вакха
Фреска (живопись на штукатурном грунте, по-сырому). 24,5х26,5
Привезена в музей в 1927 году краеведами Александром и Виктором Леонтьевыми
из усадьбы Орловых-Котляревских Отрадино Саратовской губернии
В живописном слое обнаружены минеральные пигменты: киноварь, гематит, охра. Подлинность фрагмента подтверждена изысканиями специалиста по технологии живописи В.П. Голикова (Москва) и искусствоведа Л.В. Пашковой, исследовавшей сюжет фрески.
В центре, в длинном хитоне – Вакх, бог вина и виноделия. Его фигура выделяется своими размерами. В поднятой руке – тирс, жезл с наконечником из сосновой шишки, символ плодоносящих сил природы. Слева, на низком ложе, его супруга, Ариадна. Определение сидящей справа женщины, как Венеры, логично, поскольку богиня красоты и любви могла изображаться в вакхических сценах. Однако, покрытая голова, строгая одежда, полностью скрывающая тело, предметы домашнего быта у ног заставляют увидеть в этой героине служительницу другого культа, Минервы, покровительницы домашнего труда, целомудрия, воздержания. Вакху и Венере сопутствуют утехи плоти, танец, музыка и пространство дикой природы, куда без сомнения устремятся участники мистерии.
Фреска привезена в музей краеведами А. и В. Леонтьевыми в 1927 году из усадьбы Орловых-Котляревских Отрадино Саратовской губернии.