Вигилиус Эриксен, круг / Vigilius Erichsen, circle; 1722 – 1782
Портрет Екатерины II в кокошнике
Медь, эмаль. 4,2 х 3,2
Приобретена в 1985 году у частного лица
Вигилиус Эриксен (1722-1782), круг ? / Vigilius Erichsen (1722-1782), circle ?
Датский живописец, придворный портретист. С 1757 по 1772 год работал в России, где составил себе в высшем обществе известность портретами, писанными масляной краской, пастелью, а также миниатюрами. По восшествии Екатерины II в 1762 году получил звание придворного живописца. В. Эриксен изображал императрицу в разных костюмах, позах и размерах множество раз. Современники отмечали, что этот художник изображал императрицу наиболее достоверно.

Екатерина II (1729 – 1796) – урожденная София-Фредерика-Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, с 1745 - жена великого князя Петра Федоровича, с 1762 – российская императрица.
Миниатюра повторяет «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике» выполненный датским художником Вигилиусом Эриксеном в конце 1760-х годов. Исполнение миниатюрных портретов по живописным оригиналам и гравюрам было очень характерно для XVIII века, но художники вносили в них свои индивидуальные особенности. В миниатюрном портрете мы видим более высокий погрудный срез, упрощенный рисунок жемчужного ожерелья на шее и золотого шитья на платье. Художник-миниатюрист внёс изменения и в цветовую палитру – сделал её светлее, красочнее, что сделало эмалевый портрет более праздничным и нарядным. Но эти изменения говорят о прекрасном понимании автором нашей работы самой специфики жанра миниатюрного портрета, – исходя из размеров своей работы художник сумел приспособить оригинал к миниатюрному полю, учтя и своеобразие этого маленького пространства.
Есть в миниатюрном портрете и одно существенное отличие от живописного оригинала – императрица Екатерина II изображена с орденом Св. Андрея Первозванного. Это очень важный момент, поскольку основной функцией царского миниатюрного портрета на эмали, была функция награды, своеобразного знака отличия (например, все статс-дамы при Екатерине II носили на груди на банте из голубой, Андреевской, ленты ее портреты). Такой портрет делал совершенно необходимым изображение определённых атрибутов парадного императорского портрета.
На миниатюре справа по горизонтали есть неразборчивая подпись. Современники датского художника подтверждали, что он «пишет большие картины маслом столь же сильно и приятно, как миниатюры». Нечёткость подписи не позволяет с полной уверенностью приписать исполнение В. Эриксену. Но высокий уровень исполнения миниатюрного портрета выдает руку опытного, искусного мастера.