Отто Марсеус ван Скрик / Otto Marseus van Schriek. Около 1619 – 1678
Куст репейника
Холст (наклеен на дерево), масло. 41 х 56
Копия конца XVIII – начала XIX века
Копия с неизвестной (утраченной) картины мастера «ботанического» натюрморта* Отто М. ван Скрика или имитация в его стиле. Копиист (имитатор) явно не собирался создавать подделку: картина написана на холсте, тогда как Скрик предпочитал деревянную основу, выполнена в совершенно другой цветовой гамме. Он использовал весьма оригинальный способ указать на связь композиции с именем ван Скрика, внося элемент загадочности: зашифровал его монограмму «Т.О.Т.О» среди переплетений узора на спинке ящерицы. В XVIII или XIX веке продавец решил выдать картину за работу ван Скрика. Монограмму на спинке ящерицы просто не заметил, и, поверх кракелюра и загрязнений, поставил подпись: «Otto Marßeu 64», превратив работу в подделку. Видимо, с той же целью холст был наклеен на любимую ван Скриком деревянную основу.
До революции картина находилась в очень известном собрании – графа А.И. Мусина-Пушкина, передана в Радищевский музей в 1922 году из Государственного музейного фонда.
*Традиционно здесь заложен философский подтекст. Погрязшая в грехе (который воплощали змеи, ящерицы и прочие пресмыкающиеся) душа очищается через страдание (символ – чертополох) и достигает бессмертия (бабочка – символ бессмертной души).