Якоб Дюк /Jackob Duck. 1600 - 1667
Игра в карты
Дерево, масло. 41 х 52
Копия конца XVIII – начала XIX в.
Жанровая сценка в интерьере «Игра в карты» была записана в музейный инвентарь как работа голландского художника конца XVII века. Основанием для этого послужил целый ряд факторов: популярный у голландцев мотив, типичные для них коричневатая тональная гамма и дубовая доска. Картина вызывала интерес маститых советских искусствоведов, которые пытались найти ее автора. С именем Якоба Дюка «Игра в карты» опубликована в ряде солидных изданий. Однако в 1990-е годы, в результате комплексных исследований, было выявлено, что ее параметры не соответствуют голландской технологии.
Рентгенограмма показывает, что дерево некачественное, доска грубая, неровная.
Большинство пигментов природные, но они мелко растерты фабричным, механическим способом, поэтому и краски плотные, кроющие, непроницаемые для световых лучей. Форма предметов создается всего в один или два слоя, тогда как структура живописи XVII века была сложной, многослойной.
Автор картины «Игра в карты» конца XVIII – XIX века подражает голландцам, заимствуя чисто внешние приемы их живописи. Такого рода работы показывают огромный интерес к голландской картине, как образцу, ориентиру в передаче сложных тональных отношений пространственно-воздушной среды. Отсутствие фальшивой подписи говорит о том, что художник не стремился выдать её за оригинал. Возможно, копируя голландских мастеров прошлого столетия, автор картины из Радищевского музея просто учился у них.