Оригинал? Копия? Подделка?

Савицкая Татьяна Евгеньевна

В XXI веке тема «оригинал и копия» становится все более и более актуальной. В связи с растущим антикварным рынком проблема подлинности произведений, вопрос о том, что такое оригинал, копия, подделка вызывает интерес у большого круга музейных посетителей. Возможность и простота современного массового копирования с помощью новейших электронных средств делает эту тему актуальной, подчеркивает не только неповторимость, уникальность оригинала, но и ценность старинной, «рукотворной» копии. Многие зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в ее традиционном, историческом значении. Очень часто на экскурсиях нас спрашивают: «Это все оригиналы? А в музее есть копии?». Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью компьютерных технологий. Тогда как старинная копия, например, сделанная профессиональным художником XVIII века с работы мастера предыдущего столетия, сама является интересным явлением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.
Во второй половине XIX века, когда складывались коллекции, предметы из которых вошли в состав нашего музейного собрания, художественный рынок изобиловал подделками. Из-за массовой моды на собирательство такое явление стало неизбежным. Среди подделок встречались работы разного уровня, от довольно примитивных до весьма качественных, вводивших в заблуждение именитых искусствоведов.
Важной составляющей комплексного изучения саратовской коллекции являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка традиционных атрибуций западноевропейской живописи и скульптуры, то есть авторства, школы, датировки. В результате некоторые работы, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди предполагаемых копий, были определены ценные оригинальные произведения старых мастеров. Многие из них включены в состав выставки «Оригинал. Копия. Подделка», которую Радищевский музей предлагает вниманию жителей Салехарда. Помимо живописных работ, экспонируются произведения оригинальной графики, скульптуры, миниатюры, декоративно-прикладного искусства.
Киоск позволяет зрителям увидеть и некоторые произведения, которые не могут быть показаны в Салехарде, но были представлены на выставке в Радищевском музее в 2018 году.
Словарь
Оригинал, подлинник (от лат. originalis первоначальный) – художественное произведение (картина, рисунок, статуя и др.), выполненное самим мастером.

Копия (от лат. copia множество) – повторение произведения искусства, выполненное другим художником.

Имитация (лат. imitatio подражание) – произведение, воспроизводящее характерные черты художественного стиля определённого мастера или эпохи, созданное без намерения ввести в заблуждение.

Подделка, фальсификация (от лат. falsus ложный) – произведение изобразительного искусства, воспроизводящее стиль художника или эпохи, созданное с намерением ввести в заблуждение.
Авторы
Савицкая Татьяна Евгеньевна - составление текста

Красноперова Лидия Петровна - составление текста

Довгаленко Анна Сергеевна - составление текста

Петрова Виктория Евгеньевна - составление текста

Щетина Мария Викторовна - составление текста

Ветчинкина Ирина Павловна - подготовка изображений

Федоренко Мирослав Владимирович - макетирование, верстка, обработка изображений