Неизвестный Николай Миллиоти
«В моей одинокой, до краев переполненной счастливой и долгой жизни я прошел мимо человеческой славы, мимо земного благополучия и блистательных возможностей. Но я не оскудел, не потерял ни одного из даров. Мое счастье в жизни, моя защита – это вечно присутствующая ангельски прекрасная мечта о красоте», - писал на склоне лет художник Николай Дмитриевич Миллиоти.

В его автобиографических заметках, написанных в эмиграции сказано:
«Я родился в 1874 году в Москве на Воздвиженке, в живописной татарской столице с сорока сороками церквей и часовен.
Я происхожу из очень богатой семьи промышленников со стороны моего отца и из военного дворянства со стороны матери. Фамилия, которую носят члены моей семьи происходит от старинного византийского царского рода Комненов, которые жили в Стамбуле и после падения империи.
Самое имя Miliotter означает милосец – житель древнегреческого острова Милос, где высеклась из мрамора прекраснейшая Венера. Именно здесь проживали те, чья кровь течет в моих жилах».
Усадьба Куэьминки. Конный двор
Фото И. Калядина
Самым восхитительным воспоминанием моего детства, - писал Миллиоти, - было пребывание в течение нескольких лет в великолепном имении Кузьминки. С 1878 по 1884 год семья снимала часть дворца князя Льва Михайловича Голицына, оставившего это имение и переехавшего в Санкт-Петербург.

Этот красивый дворец построенный великим итальянским архитектором XVIII века Жилярди был полон картинами мастеров эпохи Возрождения.
«Помню как я стоял у балконной двери на цыпочках и вдруг увидел огромную пихту, за которой шел спуск к пруду. На другом берегу возвышалась знаменитая Античная беседка со статуей Аполлона и фронтон Конного двора, украшенный клодтовскими конями.
Это было Чудом, Сном, Раем».
Память о Кузьминках останется у художника на всю жизнь.
Портрет Н. Миллиоти работы
М. Якунчиковой. 1901 год Собрание ЕЮМ

Первоначально Миллиоти учился в Третьей классической московской гимназии, затем перешел в реальное училище Воскресенского, которое окончил с золотой медалью.
 
В 1894 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его педагогов были Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак.

В эти же годы установились тесные связи с членами кружка Павла Кузнецова.

Их дружба приведет к созданию легендарного художественного объединения «Голубая роза».

В 1898 году Николай Миллиоти поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где его любимым профессором был Василий Осипович Ключевский.

  В эти же годы Миллиоти усовершенствовал свои художественные навыки в Парижской академии Родольфо Жюльена у Ж.-П. Лоранса и Б. Констана, а впоследствии был учеником американца Джеймса Уистлера.

Поворотным в судьбе Николая Миллиоти стал 1905 год. В своих воспоминаниях художник писал:
«Я вернулся в Москву из Парижа в дни Революции, когда все разрушалось или уже было разрушено. В дни разгрома Пресни и усмирения восстания я жил в студенческой гостинице «Северный полюс» напротив Консерватории. И вот в один из дней на пороге моей мастерской появился в бобровой шубе с борзой белой собакой на поводке великолепный барин – Сергей Павлович Дягилев.

Он был гений угадывания. Он имел много недостатков. Мог быть добрым и злым гением. Но он был солнцем и нет ни одного состоявшегося художника того поколения, которого бы так или иначе судьба ни свела с Дягилевым.

В то время я был в стороне от театра и балета, но и меня вызвал к жизни этот замечательный человек».


  Через несколько месяцев после судьбоносной встречи с Дягилевым Миллиоти выставлялся в Санкт-Петербурге в Париже, Берлине, Венеции и Брюсселе. Крупные коллекционеры и многие музеи купили все его картины.

В годы первого русской революции молодые художники-символисты, в круг которых входил Николай Миллиоти, писали:
«В грозное время выходим мы в путь. Кругом кипит бешеным водоворотом обновляющаяся жизнь. Мы не отрицаем ни одной задачи современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя.

Искусство вечно.
Искусство едино, ибо единый его источник - душа.
Искусство свободно, ибо создается свободным творческим порывом».
В марте 1907 года они открывают выставку «Голубая роза».
Художественный критик Сергей Маковский писал:
«Искусство долго называли храмом. Теперь мы говорим о часовнях искусства. «Голубая Роза», открывшаяся в Москве в доме фабриканта фарфора Кузнецова, и есть красивая выставка-часовня.
Стены обиты тканями голубовато-серых тонов. Картины - как молитвы. Пусть робкие или неумелые. Слишком одинокие или недостаточно благоговейные. Но - молитвы.
Их немного, всего шестнадцать художников. Почти все они очень юны. У большинства индивидуальность еще не определилась. Но все они влюблены в музыку цвета и Изумрудно-золотые водопады Николая Милиоти, задумчивые легенды Павла Кузнецова, эскизы для театра Николая Сапунова, работы Мартироса Сарьяна. Когда входишь в эту маленькую часовню, на тебя веет молитвенной молодостью, новым чаянием красоты.
Николай Милиоти менее непосредственный, менее таинственный, зато, несомненно, более зрелый, более опытный мастер, уверенно владеющий формой линии.
Его лиловые, розовые, знойно-синие вихри, опаловые и смарагдовые дожди, изумрудные россыпи не случайно красивые пятна, но обдуманный, строго вылепленный узор.
Они пластичны.
И в них звучит певучий ритм верленовских признаний и «райские кущи» Бодлера.
Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок».


  По воспоминаниям современников на выставке в вечерние часы устраивались специальные "исполнительские собрания", на которых велись горячие беседы о новых задачах, стоящих перед искусством.

Здесь выступали с чтением стихов и прозы Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Ремизов. Читал доклады Андрей Белый. Исполняли свои произведения Александр Скрябин, Николай Черепнин, Александр Спендиаров. На одном из вечеров "Греческие танцы" демонстрировала некая "г-жа К-я", последовательница Асейдоры Дункан.
Н. Миллиоти.
Памяти Н. Сапунова. Собрание В. Дудакова
Е. Д. Благая
Жена Н. Миллиоти

В эти годы Николай Миллиоти увлечен «эпохой фижм и париков». Его картины «Вечерний праздник» (ГРМ), «Хоровод» (ГРМ), «Проводы на бал», «Пастораль» (ГТГ), «Любовники» (ГТГ) - это то ли видения, то ли сны. И в них обязательно присутствует история любви.

Николай Миллиоти создает изысканный портрет своей петербургской кузины Любови Гауш (ГТГ). Пишет несколько вариантов картины в память о трагически погибшем художнике Николае Сапунове.
Но одной из главных тем творчества Николая Миллиоти остается богиня красоты Венера. Ей художник посвятил множество картин. Одна из них («Рождение Венеры) представлена в экспозиции Русского музея.

В 1914 году Миллиоти женился на представительнице древнего дворянского рода Елене Дмитриевне Благой. Вместе с братом Юрием она владела гостиницей «Северный полюс». Именно здесь была мастерская Миллиоти, в которой в 1905 году состоялась судьбоносная встреча с Сергеем Дягилевым.

В августе 1914 г. Миллиоти призван в армию. Об этом времени художник оставил яркие воспоминания.

«Первый год страшной войны был для меня совершенно фантастичен. За этот год я сделал десятки тысяч верст по ж/д, на пароходах, автомобилем, походом верхом и пешком.

В августе 1914 года я поступил в Сибирскую Стрелковую бригаду, формировавшуюся в Иркутске. Какая экипированность, холеность, какая жадность до впечатлений, какое удовольствие пить жизнь, даже идти на гибель! Как непоколебима казалась жизнь наша барская, как прекрасна, громадна Россия, ее армия, ее правительство, ее народ! Помню особенно обед в ресторане Прага в день объявления войны Францией и Англией, когда стоя, слушали мы восторженно ряд исполнявшихся оркестром гимнов. А ведь музыка эта была похоронной музыкой нашей культуры, нашего прошлого, нашего поколения и всей жизни нашей».
Николай Миллиоти - окопный офицер, знавший о войне не понаслышке.
«В нашей батарее я был назначен начальником команды разведчиков. Помню ночной бой. Снаряды падали сейчас же за батареей. Искушение было замолчать, но нельзя было, и я, трепеща внутренне, стоя у стенки своей землянки кричал звонким голосом команды, после которых сверкал в ночи сноп огня и раздавался оглушительный удар очередного орудия.

Солдаты любили меня. Пребывание с моим милым взводом, зарывшимся в песчаный берег глубокой темной речки осталось для меня цельным, почти радостным воспоминанием моей боевой жизни. Я много видел, познал много печали. В моих пропавших дневниках были страницы, которые бы верно заслужили бы одобрение у большевиков. Такой был гнев был против ужасов войны и тех, кто ее делал.

Мой наблюдательный пункт был далеко впереди, на опушке леса, в полуверсте от открытых немецких позиций. Идти было долго, пробираясь кустами, чтобы быть не видимым. На полпути стоял какой-то, покинутый давно дом с двориком, верно лесного сторожа. Один раз я ехал верхом мимо. Проезжая двор лошадь шарахнулась. Почти прямо под ногами, как сдохшая собака, среди двора на земле лежала жуткая серая кукла, прикрытая шинелью, - посиневший мертвец солдатик с поднятой рукой с серебряным колечком на указательном пальце. В этой ужасной пустоте и тишине.

Сколько я видел их неведомых, давно забытых! Я всегда поражался, как самый мирный, добрый человек, войдя в железные условия войны, делает зло бессознательно и почти добросовестно».
«Разрушения и бедствия войны» 1942 год
Собрание Елены Юрьевны Миллиоти
На страницах дневника появляется рисунок «Война. На смертном одре». Позднее, зимой и весной 1942 г. Миллиоти создал целую серию карандашных рисунков под общим названием «Разрушения и бедствия войны».

Миллиоти воевал в Галиции. Был дважды контужен. За храбрость, проявленную в боях награжден Золотым оружием. От смерти прапорщика Миллиоти спасло то, что в 1915 году он стал адъютантом командующего 12 - й армией генерала Радко Дмитриева. Эта самая большая армия России (около 800 тысяч человек) призвана была защищать Петроград.

Встречу с Радко Дмитриевым Миллиоти описывает так:
«Входит телефонист, протягивает мне телеграмму. Я вскрыл, прочел, еще раз прочел, не верю:
«Прапорщику Миллиоти явиться немедленно в штаб дивизии на предмет назначения его личным адъютантом командующего Рижским укрепленным районом».
Адъютантом Радко Димитриева, боже мой! Даже не сразу понял приход конца ада, приход свободы. Какое торжество! Чтобы понять это, надо знать, что такое командующий Армии для младших офицеров в окопах.
Суровым, печальным, ветреным вечером я выехал с вестовым в Штаб Дивизии и потом в Ригу представиться командующему. Вон желтые окна давешнего штаба. В пустынных, снежных, ветреных полях изредка в глубочайшей тишине, зловеще озарявшихся зелеными огнями немецких ракет, вдруг доносился из бездны мертвого молчания одинокий пушечный выстрел – подлинное царство отчаяния и смерти!
Ехал я в Ригу. Дул ветер и морозило. Поводья заледенели. Помню, желая прибавить рыси, я приподнял конец повода и тихо ударил им Чаровника (так звали мою лошадь) по шее; этот обледенелый конец задел мне лицо и лоб и на морозе оставил черный след – так я и предстал перед Радко с синяком через все лицо.
Странно было ехать верхом по освещенным улицам города! Николаевская улица, подъезд с часовыми перед большим домом мужской гимназии. Я поднимаюсь по теплой лестнице, часовой вызывает адъютанта. Блестящий, белокурый, молоденький офицер вежливо просит подождать, идет доложить. Жду, потом вхожу в кабинет, оттуда в спальню, Радко Дмитриев только что оправляется от воспаления легких. Он сидит в белье на постели, на плечи накинут китель с двумя белыми крестами, я вытягиваюсь, все еще в папахе, рапортую через заиндевелую бороду.
«Ваше Высокопревосходительство, прапорщик Миллиоти является по случаю назначения его личным адъютантом Вашего Высокопревосходительства». «Здравствуйте, - говорит милый генерал и протягивает мне руку. - Я назначил Вас своим адъютантом, потому что довольно уже Вам сидеть в окопах. Я знаю давно все о Вас, читал все о Вас. Мы должны беречь таких людей!».

Ни один раз после вспоминали мы эти слова, когда все самое опасное и тяжелое, в смысле боевом, было связано с моим адъютантством! «Вы думаете так легко быть моим адъютантом?» – говорил он мне после. Одних убили, другие сбежали».
Я был последний и выдержал до конца, до отъезда Радко из Армии туда, где ждала его смерть».
Герой Первой мировой войны генерал Радко Дмитриев, был расстрелян большевиками в 1918 году в Пятигорске в числе 100 генералов и офицеров Императорской царской армии.
Фотография членов правления общества «Мир искусства»
Весной 1917 года Миллиоти освобожден от воинской повинности и возвращается в Петроград. На знаменитой картине Бориса Кустодиева «Групповой портрет художников общества «Мир искусства» (ГРМ) Миллиоти изображен в военной форме рядом с Александром Бенуа, Николаем Рерихом, Мстиславом Добужинским, Иваном Билибиным, Евгением Лансере.
В эти годы Миллиоти был членом правления художественного объединения «Мира искусства».  

После Октябрьского переворота Миллиоти обращается к Александру Бенуа с просьбой о ходатайстве перед наркомом Анатолием Луначарским о вручении ему охранной грамоты для свободного переезда в Крым.
С 1918-1920 год Миллиоти являлся Председателем комиссии по охране художественных ценностей полуострова.
Из записей в дневнике:
«У какого-то предела, в жуткие, страшные и странные по обстановке минуты пишу я снова. В далекой, затерянной в песках Азовского побережья станице, куда дни и ночи на повозках по морскому берегу, на баркасах по бурному морю, высаживаясь на пустынные берега, как Робинзон Крузо, после чудовищной бури, все время рядом с боями, рискуя погибнуть или попасть в плен, ехал я дни и ночи. И вот сижу я в страшную ночь, когда вокруг станицы идет бой с подходящими войсками Корнилова, отрезанный отовсюду, у последней черты, окруженный, несмотря на свое официальное звание (я эмиссар-большевик, пробирающийся в Крым), ненавистью и подозрительностью, сижу при своей маленькой лампе, в гостинице станицы, проектируя завтра бегство на баркасе по желтому, бурному морю, на котором так свирепствует многодневный шторм».
Весной 1919 Миллиоти писал жене в Москву:
«Лелечка, моя родная. Я взял на себя громадное и страшно рискованное дело – весь художественный Крым. Составил громадную комиссию, взял 50 сотрудников, основал два музея, получил ассигнования на 700 000 рублей. Всё это так ответственно и так рискованно ввиду непрочности всего, что не знаю выйду ли из этого».

В 1920 году участник Первой мировой войны, боевой офицер Николай Миллиоти покидает Россию. В его дневнике запись:
«Погибла Россия, разбитая на части, занятая нашествием врага, сама в руках страшных безумцев, без путей сообщения, без суда, без права, без закона, голодная и обнищавшая. Главари её - утописты с плоскими лбами до затылка, страстно уверенные в пришествии Царства Божия на земле. Вокруг молодые, крепкие псы - карьеристы, большевистская чернь, тупая, невежественная, злая и вонючая».

  Покидая Россию Миллиоти думал, что это временно и что скоро он вернется. Однако вернуться было не суждено.
Проведя в Константинополе несколько месяцев, Миллиоти переехал в Софию. Здесь болгарский художник Борис Денев предложил ему студию, которую посетил в один из дней царь Борис III.

На организованной в Софии выставке Миллиоти продемонстрировал один из вариантов своей излюбленной темы «Рождение Венеры», а также множество картин, впоследствии оказавшихся в Америке и во Франции. Картина «Поцелуй» была приобретена Софийским музеем.

В августе 1921 года Миллиоти переехал в Берлин. Он участвовал в берлинской выставке русского искусства (1922 год). 29 ноября 1921 года Миллиоти стал действительным членом Дома искусств и был избран в состав Совета. Он пишет Ангела, который украсил обложку первого посмертного издания Александра Блока, вышедшего в Берлине в 1922 году. В дневнике художника появился карандашный портрет Андрея Белого. Здесь же, в Берлине, в 1922 году Миллиоти написал большой портрет Марины Цветаевой (Собрание Е.Ю. Миллиоти).

Из дневника Николая Миллиоти. Страстная пятница. 22 апреля 1922 года. Берлин.
«Потерянность, низость и убожество этого тупого города, а быть может и большей части европейских больших центров просто потрясающи. У немцев все особенно мерзко и низменно, но быть может это судьба всей потерявшей Бога современной Европы.
Страстная пятница – день великой печали, день трагической смерти Богочеловека, самая пропасть, в которую падает дух верующего перед ликованием Воскресения. Этот день особенно почитается в Германии как величайший в году «праздник». Все закрыто кроме ресторанов и кинематографов. Сколько сигар в зубах, сколько криков, смеха. Вот сейчас на станции бурное веселье возвращающейся экскурсии с визгом и игрой на балалайке. Это празднуется «Распятие».
И я вспоминаю милую несчастную, великую Россию. Какие люди, какие души, как прекрасны там дни этой Великой печали и Великого ликования!»

О том, что творилось в душе художника в это переломное время свидетельствует запись в дневнике от 6 февраля 1922 года.
«Весь вопрос для меня был все-таки вопрос моего искусства. В этом я никогда не колебался. Стойкость, упорство, выдержка моя были огромны. Беспечность еще больше.
И вот оказалось, что от прошлого не осталось никаких доходов. Часть картин моих погибла от беспечности при их написании, часть исчезла на заграничных выставках и при переездах в дни войны и смуты.
Ни к какой школе, направлению я не отнесен, и стою просто бывшим талантливым членом «Мира Искусства», у которого даже нет вещей в переполненных новыми картинами музеях.
Таков ли я? Окончательный ли это суд надо мной? Не знаю. Но если верю в себя и думаю, что все же мои исступленные видения красоты, мои радости переживаний в цвете и свете, красота моей палитры и стремления, еще не осуществленные, и делают меня отдельным, неповторимым и подлинным, то рядом уже стоит темный, равнодушный, жуткий и неумолимый призрак, от которого холодеет сердце и темнеет в очах».
Вноябре 1923 г. Миллиоти переехал в Париж.
В 1924 году в Филадельфии на выставке русского искусства были представлены десять его работ, которые филадельфийская пресса охарактеризовала как «призматические», «радугоподобные» полотна, полные «гармонии цвета».

В том же году Миллиоти позировали приехавшие во Францию из Америки миллионерша Бланш Рейнольде и ее сын Морган.

Подводя итоги 1924 года Миллиоти писал в дневнике:
«Через несколько минут 1925 год. Я прошел большой путь к смерти. Это было жуткое время. Я голодал. Но теперь многое поменялось.
  Я встретил много людей. Жизнь наполнилась и укрепилась. И какое-то новое и сильное выражение получило мое искусство».

  В том же дневнике от 12 октября 1924 года есть пронзительная запись о кончине яростного, по словам Миллиоти, Валерия Брюсова:
«Он был так трагичен и жутка была его жизнь, затравленного и злого волка, умного волка».
Париж. Бульвар Малишербес, где находилась мастерская Л. Бакста Фото И. Калядина
В дневнике от 31 декабря 1924 года не менее щемящие строки:
«Сегодня утром был на могиле умершего Бакста на маленьком кладбище Батиньоль в те минуты, когда все ушли, а он остался один под горой прекрасных цветов.
Я не знал о часе похорон и приехал на бульвар Малишербес когда только что увезли его.
Странно, значительно, жутко было вокруг. Черная кафедра во дворе. Черные порталы.
Задрапированная пустынная лестница с висящей люстрой и 15 восковыми свечами. Эти желтые огни, горящие при дневном свете на фоне желтых завес - в этом были рисунки самого Бакста, Бенуа, Добужинского.
И все это соединилось с прежним Петербургом!
Я поехал на кладбище Батиньоль, милое, небольшое, похожее на сад. Почти весеннее солнце жидко лилось из-за круглых облаков на горы живых цветов на только что оставленной всеми могиле.
Он ушел точно пышный черно-фиолетовый занавес в бесчисленных складках вырвавшись из плена золотых кистей опустился навеки. В этом человеке было что-то пенящееся и искрящееся. Как в шампанском.
Он был большой и настоящий артист».
В том же дневнике от 31 декабря 1924 года Миллиоти пишет:
«Вот уже 2 месяца я совершал интересную работу, которую никогда не делал. Я выступил в театре».

Его «выступление в театре» напрямую связано с Юлией Леонидовной Сазоновой - Слонимской.  

Юлия Леонидовна Сазонова – Слонимская - гражданская жена Николая Миллиоти, известный литератор, блистательный театральный критик.
К числу её особых заслуг относится создание первого в России Театра деревянных человечков.
Он открылся 15 февраля 1916 года в Петербурге в особняке Гаушей на Английской набережной.
По воспоминаниям современников
«даже такой молчаливый и замкнутый человек, как Александр Блок восхищался спектаклем, говоря, что это лучшее из того, что он видел за последнее время».

К работе Театра были привлечены известные художники Александр Бенуа и Мстрислав Добужинский. Последний расписывал не только портал и занавес театра, но и куклу Пролога, сделанную по его же эскизу. Но вопрос зачем он расписывает подошвы сапожек куклы золотом, этого все-равно никто не увидит, Добужинский ответил:
«Зато я это вижу!»
Любопытная деталь. Чтобы вырезать изысканные куклы долго и безуспешно искали мастеров. Наконец пришлось обратиться к резчику иконостасов с Охты. Этот полуграмотный, но необычайно талантливый человек с увлечением взялся за дело, и его работа, особенно руки кукол, привели всех в восхищение.  

В 1920-м Юлия Сазонова покинула Россию. В том же году судьба свела её с Николаем Миллиоти.
Их непростые отношения длились больше 40 лет. По свидетельству современников Миллиоти обладал не только огромным талантом, но и скверным характером и «византийским темпераментом». Тем не менее Юлия Леонидовна всегда с терпением и почтением относилась к нему, стараясь создать семейный уют даже в тех жалких гостиницах и чужих квартирах, где им приходилось оказываться вместе.

В 1921 году в Софии у Миллиоти и Юлии Сазоновой родился сын Митя. Крестил новорожденного легендарный отец Георгий Шавельский.  

С 1913 года отец Георгий был почетным настоятелем любимого детища императора Николая Второго Федоровского собора в Царском Селе. Собор являлся частью Федоровского чудо – городка, куда в будущем император мечтал перевести столицу.  

В годы Первой мировой войны отец Георгий находился в Ставке. Отсюда он руководил пятитысячной армией военных священников. Сам неоднократно выезжал на фронт.  
Глубоко символично, что сына боевого офицера Николая Миллиоти крестил главный капеллан российской императорской армии.  

Театр деревянных человечков Юлия Сазонова возродила в 1924 году в Париже в театре «Старая голубятня». Вместо погибших в годы Гражданской войны кукол новые создавались по эскизам Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и Николая Миллиоти. 

«Никогда еще сила Марионетки – писал немецкий поэт Райнер Мария Рильке –
не открывались мне с такой очевидностью, как при виде этих трогательных фигурок, которые любят без любви, страдают без страданий и которые, никогда нам не подражая, нас во всем превосходят».
В 1925 году заручившись рекомендациями Шаляпина и Дягилева Миллиоти отправился в Америку.
«Я рекомендую M-R Nicolai Милиоти как хорошего художника, известного как в России, так в и Европе», - писал Федор Шаляпин
 
Рекомендация Дягилева была более изысканная.

«Позвольте отрекомендовать Вам моего друга, г-на Миллиоти, русского художника и одного из старейших членов Общества "Мир Искусства".
Это прославленный художник, отличающийся, прежде всего, своим колоритом, по моему убеждению, будет иметь огромный успех в Соединенных Штатах.
Он всегда участвовал в мною организованных выставках, и я по справедливости ценю его утонченный и рафинированный вкус.
Прошу принять выражение моих изысканных чувств.» Серж де Дягилев
Из письма Николая Миллиоти, 1925 год:
«Меня тут очень балуют. Обо мне пишут без конца в газетах. На мои портреты выстраивается очередь».


Однако американская мечта закончилась так же внезапно, как и началась. Живя в доме миллионерши Бланш Рейнольде, которая явно симпатизировала художнику, Миллиоти увлекся темнокожей служанкой, написал её обнаженный портрет и ему решительно указали на дверь.

По возвращении в Париж Миллиоти шутил, что никогда не вернётся в Америку, где у него был блестящий заработок у всех миллиардерш, поскольку не переносит ни американских обычаев ни пищи и из-за этого все время хворал.

Через несколько лет в дневнике художника появилась запись:
«Я не могу и не умею сберегать ценное. Я невозможен в повседневной жизни. Меня любят, устают и убегают от рабства. Так было со всеми самыми пышными возможностями жизни в Америке. Так будет и в Европе».


Миллиоти оплатил долги Юлии Сазоновой, оставшиеся после краха Театра деревянных человечков и вскоре поселился в студии на верхнем этаже дома на площади Сорбонны.
Здесь он жил до конца своих дней.
Здесь ему позировала вся парижская культурная элита.
Известны портреты писателя Андре Моруа, композитора Александра Гречанинова (собрание Рене Герра), пианиста Александра Зилоти, писательницы Тэффи (собрание Е.Ю. Миллиоти).

4 сентября 1936 года Миллиоти делает опись работ, находящихся в его мастерской на площади Сорбонны. В списке значится около 300 произведений.
В их числе «Автопортрет в Толедо» 1930 год (собрание Е.Ю. Миллиоти), портрет Татьяны-Львовны Сухотиной - Толстой (Славянский институт в Париже), виды Толедо, «Эскориал» (собрание Е.Ю. Миллиоти). На обратной стороне запись о том, что картина написана пальцами), несколько вариантов «Скачек в Шантильи», «Бегство в Египет», «Рождение красной Венеры», «Рождение белой Венеры», «Рождение черной Венеры», «Золотой (дягилевский) пейзаж», «Белый ангел на могиле Блока», три картины «Благовещение» (с золотыми и розовыми колонами и красным ангелом), «Розовый летящий ангел» (в память о поэте Рильке), «Карнавал. Лестница» (собрание Е.Ю. Миллиоти), «Леда и Лебедь», театральные и цирковые эскизы. Многочисленные портреты.
Судьба большинства картин не известна. Возможно, часть их погибла в пожаре, который случился в мастерской художника в середине 50 – х годов. Часть осела после смерти художника в частных коллекциях. Современники отмечали «Ангела на могиле Блока» и особенный колорит розового Благовещения. Возможно, когда-нибудь эти картины будут представлены широкой публике.
Интересна судьба 150 эскизов и этюдов, отмеченных Миллиоти Скорее всего речь идет о карандашных рисунках, значительная часть которых впервые представлена на данной выставке.

sdfsdfsdf
В дневнике от 25 мая 1925 года Миллиоти писал:
«Вся неразрешимая трагедия исканий человеческой мысли в одном вопросе: придумал человек Бога или угадал его? Если придумал, то нет ничего кроме радостей животной жизни. Если угадал, то так как мы живем – безумие!»

  В письме жене, написанном примерно в те же годы есть строчки:
«Милая моя Лелечка.
Так тяжело писать о том, что творится в мире как у вас, так в Европе: Здесь кризис, безработица принимает форму всеобщего психоза. Государство лопается от золотого запаса, а люди стреляются и травятся от голода. А как бедствуют даже самые знаменитые художники в Париже сейчас лучше не и говорить».
В 1938 году в Париже состоялась персональная выставка художника.
«Миллиоти большой мастер соединять цветовые аккорды, и эти аккорды звучат то на какой-то мрачный, почти трагический лад, то, напротив, в них слышится «смех полей». - писал художественный критик Александр Бенуа

Истинным шедевром выставки по общему признанию стал портрет Татьяны Львовны Толстой.
«В её энергичных чертах, - так удивительно просвечивает облик её отца, но не Толстого мыслителя и пророка, а Толстого жизненного, жизнерадостного, исполненного того весёлого задора, который иной раз так поражал паломников Ясной Поляны, ехавших на поклонение суровому неугомонному учителю».- писал Александр Бенуа

Даже скептически настроенный Константин Сомов писал в дневнике:
«Многое восхитило меня, на выставке, но особенно замечательный безупречный портрет Т.Л. Толстой. Я не думал, что Миллиоти способен на такую вещь».


Еще в 1929 году в Париже графиня Татьяна Львовона Толстая основала Русскую академию художеств, профессорами которой стали Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Константин Коровин, Николай Миллиоти. Через год из-за недостатка средств Академия закрылась. Но и в 30 – е годы часть молодых художников продолжала учиться у Миллиоти. В их числе были будущие известные иконописцы монах Григорий Круг и Леонид Успенский.
Н. Миллиоти. Портрет Т. Л. Толстой
Кадр из фильма И. Калядина «Неизвестный Николай Миллиоти»
По приглашению Татьяны Львовны Толстой в 30 – годы Миллиоти несколько раз посетил Италию. В те же годы он совершил поездку по долине реки Луары и в Испанию. Свои впечатление художник записывал на страницах дневников. В них много интересных наблюдений. Но наиболее ценны, безусловно, его многочисленные рисунки.
Всюду, где был он, везде, где дышал, -
Он рисовал... 

Строки из стихотворения Натальи Крандиевской-Толстой «Дорога в Моэлан» очень подходят и к Николаю Миллиоти. 
1938 – 1939 года были крайне тяжелыми для Николая Миллиоти.
Из записок 1939 года:
«Уходит «Мир искусства», уходит целая плеяда жизней.
Меньше чем за год Сомов, Константин Коровин, Федор Шаляпин.
Я закончил работу и в пять часов утра вышел на улицу шатаясь о усталости.
У подъезда стояло такси. На вопрос по-французски свободно ли последовал ответ по-русски: «Свободно. А что там наверху у Федора Ивановича?» Я показал только что законченный этюд. На глазах шофера появились слезы. По его просьбе я сел с ним рядом и всю дорогу рассказывал об ушедшем в вечность великом артисте».

Картина «Федор Шаляпина на смертном одре» была приобретена французским правительством. В настоящий момент она хранится в Музее современного искусства в Париже.
Из дневника Николая Миллиоти от 19 декабря 1940 года.
«В моей жизни произошло что-то невероятное, что должно было считаться чудом. Весь Биарриц говорил обо мне. Мной восторгались, завидовали, любили и ненавидели, когда в блистательном салоне императора Наполеона Третьего висело 20 моих картин и огромная толпа часами толкалась перед ними, чествовала меня, сулила новые заказы».
 
Выставка открылась 19 декабря, и за две недели (до 31 декабря 1940 года) ее посетили около 500 человек. В числе посетителей были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Месяц спустя мэрия Биаррица приобрела для городского музея один из видов Толедо.

Из дневника Миллиоти от 20 июля 1939 года.
«Умер Константин Коровин. Я был у него за несколько дней до смерти. Это был худенький дрожащий старик с серыми волосами и испугом в глазах. Еще бодрящийся. Еще Коровин, но с какой растерянностью всего существа.
Той же ночью на звездном небе я видел огромную планету Марс, приблизившуюся к Земле на 56 миллионов километров.
И что наши жизни с драмами и трагедиями!
Всё пройдет и останется одно – любовь».
 
Из дневника Николая Миллиоти. Биариц 24 декабря 1940 года.
«Я сижу один в Рождественскую звездную ночь в теплой комнате вблизи океана. И я не одинок.
Я со всеми, кого люблю, кто жив и кто ушел в царство теней.
Я с Лёлей и моими мальчиками, живущими в заснеженной России, обиженными на меня и ничего не знающими о моей любви.
Я с Юлией Леонидовной Сазоновой, одной из самых деликатных и умных женщин, которые встречались на моем пути. Я с Митей. Я с верными друзьями в Париже и Лиссабоне, которые думают обо мне, а я думаю о них.
Всем вам дары моего сердца! Да пребудет с вами Господь!
Внезапно-мучительный вой сирены.
Я спускаюсь в подвал. Кругом солдаты в касках спокойные и веселые. Я гляжу на себя их глазами: старый штатский человек, один среди военной молодежи, что-то пишет в своей книжке. Я жалею, что не ушел на берег океана, чтобы быть под небом, в котором может уже летит английская авиация».
Узнав о смерти в 1943 году брата Василия Миллиоти пишет в дневнике:
«В Москве умер брат Василий. Он носил в душе нежный огонь творчества. Он украсил свою жизнь целостным, тонким, еле ощутимым и подлинным искусством.
 
Младший брат Николая Миллиоти Василий. Живописец, график, художественный критик, театральный декоратор. В 1906-м вместе с Николаем Сапуновым он оформил мейерхольдовскую «Геду Габлер».
В 1907 – м был активным участником легендарной «Голубой розы». «Его миниатюры, словно создание ювелира, - писала критика. Это рубиновые, изумрудные, аметистовые сказки в кружевной оправе из тончайшей паутины. Эти сны не из здешнего мира, но без сомнения когда-то всё это было наяву!»

Из записок Николая Миллиоти. 1950 год
«Как богато были одарены все Миллиоти.
И так слабы были мы в борьбе за существование».
 
«Дорогая моя Лелечка, - писал он жене – сейчас пишу портрет Александра Бенуа, которому 81 год. Моя способность чувствовать и создавать еще в полной силе. В последнее время я сделал лучшие свои портреты».

Портрет Александра Бенуа, написанный в 1951 году находится в собрании Русского музея.
  В середине июля 1957 года в мастерской у Миллиоти случился пожар. Сгорело множество картин. Сгорела почти вся одежда, так что художнику порой не в чем было выйти на улицу. По свидетельству современников в последние годы жизни, седой как лунь, в рваном пальто, заколотом английской булавкой, с мешком за плечами, он выглядел как типичный парижский "клошар".

Умер Миллиоти 26 декабря 1962 года в полной нищете. В некрологе, написанном близким другом художника журналистом Ольгой Кожевниковой сказано: «Старый, больной, еле живой он мечтал вернуться в Москву, но тяжелая сердечная болезнь не позволила ему подняться в «сферы надзвездные».
Могила Н.Д. Миллиоти на Сент-Женевьев-де-Буа

В середине 60 – х годов большую часть архива с трудом удалось переправить в Москву. Он хранился у сына художника Юрия Николаевича, а после его смерти перешел к внучке, Елене Юрьевне Миллиоти.
Многие годы она расшифровывала дневники, собирала отечественные и зарубежные публикации об уже практически неизвестном Николе Миллиоти.
В начале нулевых в Париже Елена Юрьевна нашла людей, хорошо знавших дедушку, разыскала Митю, сына Николая Дмитриевича и Юлии Сазоновой.
На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа она установила памятник. На нем изображена Голубая роза.

«Жизнь не остановится после нашего исчезновения. Как мила мне Россия, ее леса, ее поля, ее цветы, птицы и люди! Глядя на эти легкие, темные, прозрачные тени на зеленой траве и песке дорожек, вспоминаю я русский пейзаж и Левитана.
Пусть я исчезну. Ни солнце, ни весеннее возрождение, ни травы, ни звери не исчезнут – все вечно – и счастье было жить среди них назначенную мне жизнь на земле!» Николай Дмитриевич Миллиоти