Статья опубликована
в журнале «Филокартия» № 1 (46), 2016. С. 20-24
Часть I.
Открытки и эскизы.
Рисунок тушью «Старики» А.Н. Бенуа1, знаковой фигуры для мира русской открытки начала ХХ века, является эскизом для одной из четырех почтовых карточек серии пасхальных силуэтов, выпущенных в 1904 году издательством Общины св. Евгении. Серия «Пасха в XVIII столетии» состоит из двух парных открыток: «Старики» и «Молодые», «Стёпка–растрёпка» и «Девочка–пай», стилизованных под камерную альбомную картинку в виде виньеток.
Открытки не имеют поздравительных надписей, и тема раскрывается сюжетом: пасхальное яйцо как награда за примерное поведение Пай-девочке, как наказание за неряшливость Стёпки, как знак признания в любви у Молодых. И как милый сюрприз у Стариков: в неуклюжих и пышнотелых формах вельможи и его любезной супруги, в их по-детски искренней радости от подарка сквозит добрая ирония автора над нравами давно ушедшего времени. Несмотря на насмешливую интонацию, Бенуа очень точен в деталях: молодой и старый кавалеры преподносят своим дамам фарфоровые яйца с лентами – изысканный и очень дорогой подарок в России XVIII века. Традиция дарить пасхальные яйца со сквозным отверстием для банта с одной стороны и петельки с другой, чтобы подвешивать около иконы, сохранялась до начала ХХ-го столетия.