Рисунки с картин или зачем художники перерисовывали свои картины
Приклонская В.В.

150 лет назад, в 1871 году открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок, самого известного в России художественного объединения второй половины XIX века. Склонившийся над удочкой рыбак, истовый взгляд боярыни Морозовой, пригорюнившаяся Алёнушка на камне у реки, медвежье семейство в глухом лесу – эти образы хорошо знакомы. Но наш разговор не о всеми любимых картинах. Мы предлагаем заглянуть на «творческую кухню» передвижников и узнать, зачем они перерисовывали свои картины.

Передвижники являлись лидерами во многих сферах художественной жизни:

ТПХВ – ПЕРВАЯ НЕЗАВИСИМАЯ и КОММЕРЧЕСКИ УСПЕШНАЯ организация русских художников!
  • ШЕДЕВРЫ современной живописи – НА ВЫСТАВКАХ Товарищества!
  • ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ своего времени: Крамской, Шишкин, Перов, Репин, Суриков, Левитан – в Товариществе!
  • впервые лучшие КАРТИНЫ современных художников были показаны В ПРОВИНЦИИ!
  • выставки ТПХВ сопровождались ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ КАТАЛОГАМИ!

Сейчас сложно представить себе выставку без иллюстрированного каталога. Во второй половине XIX века это было новаторством, и дело удалось наладить не сразу. Первые иллюстрированные каталоги передвижных выставок представляли собой альбом офортов. Но гравюра относится к элитарному сегменту культуры и доступна немногим. Чтобы совместить в издании авторский стиль и демократичность цены понадобилось больше десяти лет. Регулярным выпуск иллюстрированных каталогов передвижных выставок стал с 1888 года. Пробным камнем на этом пути стал каталог XII передвижной выставки (1884), напечатанный фотоцинкографическим способом. Цинкография применялась передвижниками в изданиях до конца 1890-х годов.

Процесс был сложным и многоступенчатым:

  • художник выбирал картину, иллюстрацию которой хотел поместить в каталог;
  • делал рисунок с картины или с её фотографии;
  • рисунок фотографировался;
  • с негатива рисунка изготавливалась печатная форма-клише (цинковая пластина);
  • с клише печаталась иллюстрация в каталоге

Репродукционные рисунки, как рабочий материал, практически не сохранились, за исключением комплекса листов к иллюстрированному каталогу XII передвижной выставки. Его выпуск совпал с открытием Саратовского Радищевского музея. В начале 1885 года основатель музея и член ТПХВ Алексей Петрович Боголюбов был поглощен заботами об обустройстве музея. Дело шло к завершению: уже было построено здание, которое наполнялось произведениями искусства, собранными самим художником и привлеченными им благодаря своим широким связям. В феврале Боголюбов обратился в Правление Товарищества с просьбой о пожертвовании рисунков, оставшихся после издания каталога. И в том же году альбом из 38 «снимков с картин Беггрова, Боголюбова, Волкова, Ге, Клодта, Крамского, Лемоха, Максимова, Мясоедова, Неврева, Поленова, Репина, Савицкого, Хохрякова и Ярошенко» вошел в экспозицию Радищевского музея.

Предлагаем Вам перелистать Альбом:

и остановиться на некоторых его «страницах».