Из музея с любовью
Письмо 4:«…Любви свидетель молчаливый…»

В 1921 году бывший саратовский помещик Павел Александрович Васильчиков передал в Радищевский музей миниатюрный «Портрет графа Алексея Разумовского», которому он приходился пра-пра-внучатым племянником.

В верхнюю часть золотого медальона вмонтирована ажурная решётка, обвитая прядью рыжеватых волос. На торцевой стороне оправы выгравирована надпись, говорящая, что медальон с портретом графа Алексея Разумовского украшен локоном волос «супруги его Государыни Императрицы Елизаветы Iой Петровны».

Имя Алексея Григорьевича Разумовского – одно из самых известных в русской истории XVIII века. Сын малороссийского казака, в юные годы он пас деревенское стадо. Имея прекрасный голос, пел в хоре при сельской церкви. Царствовавшая в это время в России императрица Анна Иоанновна поручила искать по всей России певчих для Императорской капеллы. Так, в числе лучших певцов в столицу попал и молодой Алексей Разумовский. Впрочем, он отличался не только красивым голосом. Императрица Екатерина II впоследствии писала, что Алексей Разумовский был «одним из красивейших мужчин, каких она встречала в жизни». Однажды он попался на глаза цесаревне Елизавете Петровне, младшей дочери Петра I, и вскоре стал её самым близким человеком. Не удивительно, что Алексей Разумовский был и одним из самых активных участников дворцового переворота 1741 года, поставившего на Российский престол дочь Петра I.

Став императрицей, Елизавета Петровна обрушила на своего любимого целый поток милостей, наград, чинов, званий, денег. Однако, искренне любя Елизавету, поддерживая её во всех её начинаниях, сам же Алексей Разумовский держался в стороне от большой политики. К своему стремительному возвышению относился с юмором. Когда в 1756 году императрица Елизавета присвоила ему чин генерал-фельдмаршала он сказал ей: «Лиза, ты можешь сделать из меня что хочешь, но ты никогда не заставишь других считаться со мной серьёзно, хотя бы как с простым поручиком».

В нашем портрете нет ничего, что выдавало бы в изображённом человеке всесильного фаворита. Единственное, что свидетельствует о высоком положении – голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного. Возможно заказчик (или заказчица) пожелали сделать акцент на личной, интимной теме, так соответствующей самому жанру миниатюрного портрета. Косвенным образом эту версию подтверждает и способ ношения медальона. «Петелька» для подвешивания миниатюры на цепочку и ношения на груди сделана снизу, то есть обладатель портрета носил её как бы в перевёрнутом виде. Но именно так удобнее владельцу поднять миниатюру к глазам, медальон не нужно «перекручивать». Соответственно, миниатюра ориентирована, прежде всего, на своего обладателя, а не на посторонних людей.

Что касается утверждения о якобы имевшем место браке императрицы Елизаветы и графа Алексея Разумовского то, как известно, никаких документальных подтверждений этого события нет. В распоряжении историков есть только рассказ канцлера империи графа Михаила Илларионовича Воронцова о его встрече с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским вскоре после вступления на престол Екатерины II. Желая выразить «дань признательности и благоговения к памяти предшественниц своей» она «признаёт справедливым даровать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, венчанному с Государыней, титул Императорского Высочества. Для того чтобы составить указ в законной форме, канцлеру было приказано попросить у графа А.Г. Разумовского все документы, касавшиеся его брака с Императрицею Елизаветою. Впрочем, историки единодушно уверены, что двигало Екатериной II отнюдь не чувство «признательности и благоговения к предшественнице своей». В первые годы царствования Екатерины активно распространялись слухи о возможности брака императрицы и Григория Орлова. Екатерина, по её же словам, «совершенно не была склонна делиться властью». В то же время она не решалась прямо отказать человеку, семья которого, фактически, возвела её на российский трон.

М.И. Воронцов очень часто и охотно рассказывал о той своей встрече с Алексеем Разумовским. Рассказ этот достаточно красноречиво показывает характер царского фаворита, поэтому мы приведём его максимально полно.

Когда канцлер сообщил графу А. Разумовскому Высочайшее повеление и проект составленного указа, «Разумовский пробежал указ глазами, тихо встал с кресел, подошёл к комоду, на котором стоял ларец чёрного дерева, окованный серебром и выложенный перламутром, отыскал в комоде ключ, отпер ларец и вынул из потаенного ящика бумаги, обвитые в розовый атлас. Он развернул бумаги и стал их с благоговейным вниманием читать, не прерывая молчания. Прочитав бумаги, он их поцеловал, подошёл к образам, перекрестился со слезами на глазах и с приметным волнением подошёл к камину, бросил бумаги в огонь и опустился на кресло. Помолчав немного, он между прочим сказал: "Я не был ничем более, как верным рабом Её Величества, покойной Императрицы Елизаветы Петровны, осыпавшей меня благодеяниями превыше заслуг моих. Никогда не забывал я, из какой доли и на какую степень возведён я десницею её... Стократ смиряюсь, вспоминая прошедшее, живу в будущем, его же не прейдем, в молитвах к Вседержителю... Если бы было некогда то, о чём вы говорите со мною, то поверьте, граф, что я не имел бы суетности признать случай, помрачающий незабвенную память Монархини, моей благодетельницы. Прощайте, ваше сиятельство, да останется всё прошедшее между нами тайною; пусть люди говорят, что им угодно, пусть дерзновенные простирают свои надежды к ложным величиям, но мы не должны быть причиною толков"».

Воронцов подробнейшим образом описал, в каком ларце Разумовский хранил бумаги, с какими чувствами и переживаниями он их перечитывал и сжигал. Самих же бумаг канцлер не видел. Но, как опытный царедворец, он построил рассказ так, что каждый мог трактовать его слова желательным для себя образом. Екатерина II услышала то, что хотела – тайного брака не существовало. Племянники графа Алексея Разумовского и их потомки – что брак был.

Наш медальон в духе популярного в XVIII веке языка аллегорий и иносказаний поддерживает интригу тайного любовного союза, открыто показывая портрет Алексея Разумовского и скрывая за локоном волос образ его возлюбленной (хотя, конечно же, и при российском, и при европейских дворах прекрасно знали о ком идёт речь). Но главное, – как и изображённый на портрете человек, медальон хранит тайну взаимоотношений императрицы и её фаворита.

Кстати, локон императрицы – едва ли не уникальная возможность увидеть настоящий цвет её волос, поскольку на всех портретах Елизавета Петровна представлена с густо напудренной причёской. Объяснение этому можно найти в словах французского посланника Леви. Описывая внешность тогда ещё Цесаревны Елизаветы, он заметил, что она «могла бы назваться совершенною красавицею, если бы у неё волосы не были рыжеваты».

Щетина Мария Викторовна

Отношения императрицы и певчего Алексея Разумовского вызвали немало пересудов в аристократических кругах. Шквал критики в свое время обрушился и на его племянника – Льва Кирилловича Разумовского, амурная история которого по-настоящему шокировала высший свет, ведь в ней странным образом переплелись карты, деньги и любовь. Подробности о тех удивительных событиях – в нашем видеоролике.

С любовью, Радищевский музей