Край солнца, радости и вдохновения
В мае-июне 2017 года в залах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева была открыта выставка «Край солнца, радости и вдохновения». Основу ее составили живописные работы, акварели и рисунки из музейных фондов, посвященные Крыму. В настоящее время подобные вернисажи не редкость. Однако следует заметить, что идея этого выставочного проекта витала в воздухе уже довольно давно, поскольку в музейных залах постоянно находится около десятка крымских пейзажей, принадлежащих кисти известных мастеров разных эпох и стилей. Это работы И.К. Айвазовского, Н.Г. Чернецова, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильева, К.Ф. Богаевского, П.С. Уткина.

Во время подготовки экспозиции было выявлено, что коллекция Радищевского музея насчитывает около полутора сотен живописных и графических произведений русских художников, воспевающих этот прекрасный, овеянный легендами край. Подборка крымских пейзажей складывалась постепенно. Часть работ пришла в собрание уже в конце XIX столетия – от основателя музея профессора живописи А.П. Боголюбова, из коллекции Эрмитажа, Товарищества передвижников. В XX веке были поступления из Государственного музейного фонда, от министерства культуры, от самих авторов, их родственников, наследников и коллекционеров.

Крымский полуостров, присоединённый к России в 1783 году, в эпоху царствования Екатерины II, издавна привлекал служителей муз своим богатым историческим прошлым и пленительной прелестью природы.

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сёл узор
Разостлан был передо мною...

Эти восторженные пушкинские строки, написанные почти двести лет назад, выражают искреннее преклонение поэта перед красотой «земли полуденной». Почти параллельно с литературным образом Крыма возникает и его живописное воплощение. Крымские пейзажи, написанные в конце XVIII – начале XIX веков, создавались, как правило, с познавательной целью. Художники, осваивая новую для них натуру, старались предельно точно отображать в своих работах характерные черты местного рельефа, виды городов и поселений, облик местных жителей. Таков Крым в пейзажах В.П. Петрова и Н.Г. Чернецова.

Романтический образ крымской природы впервые представил в живописи уроженец Феодосии И.К. Айвазовский, написавший множество полотен с изображением морской стихии. Крымские земли неоднократно посещал и отображал основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов.

В последней четверти XIX столетия полуостров приобретает статус курорта. «Русская Ривьера», «маленькая Италия» – так стали называть крымское побережье современники. Здесь появляются резиденции императорской семьи, активно раскупаются земли под особняки и дачи. В это время Крым становится своего рода культурной Меккой, притягательным местом постоянного творческого паломничества для художников. Сюда приезжали за вдохновением Г.Г. Мясоедов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильев, В.Э. Борисов-Мусатов.

К концу позапрошлого века в Крыму складывается местная живописная школа, получившая название киммерийской. Представителями её, кроме И.К. Айвазовского, были постоянно жившие и работавшие на полуострове художники – Л.Ф. Лагорио, К.Ф. Богаевский и М.А. Волошин. Почти все их произведения были вдохновлены местной природой, которая предстаёт в них романтически-преображённой и волнующе-эмоциональной.

Поток художников, желающих посетить «волшебный край» не иссякает и в начале XX века. В это время под влиянием последних тенденций в искусстве образ крымской природы обогатился иными интерпретациями – от лирических пейзажей П.С. Уткина до кубистических полотен Р.Р. Фалька и А.В. Лентулова.

В советскую эпоху в Крыму работают известные живописцы (П.В. Кузнецов, Е.М. Бебутова, А.В. Куприн, М.В. Нестеров, Н.И. Нестерова) и графики (З.Я. Мостова-Матвеева, Ф.С. Богородский, В.А. Милашевский, И.Н. Павлов, И.И. Нивинский, Л.Ф. Селизаров). Художники приезжают в творческие командировки, отдыхают на курортах, ищут спасения от проблем современности в целительной силе местной природы. В творчестве каждого появляются целые серии и циклы произведений, вдохновлённых крымской тематикой.

Выставка «Край солнца, радости и вдохновения» представляет крымский пейзаж в историческом развитии – от классицизма до постмодернизма. В коллекции Радищевского музея имеются и натурные ландшафты и виды легендарных крымских городов – Севастополя, Бахчисарая, Алупки, Гурзуфа, Ялты, запечатлённые мастерами различных эпох – от конца XVIII столетия до современности. Сквозь столетия, сквозь бегущее время проступает величественный образ Крыма, воспетый поколениями художников. Меняются эпохи, стили, вкусы, стираются следы земных цивилизаций. Вечной остается лишь красота природы. Преображённая силой творческого гения мастеров разных времён крымская природа в живописных полотнах, гравюрах, акварелях, рисунках предстаёт постоянно меняющейся, сложной, многоликой и потому неизменно привлекательной.
Авторы
Ступина Ангелина Сергеевна - составление текста

Юдина Анастасия Валерьевна - макетирование, подготовка изображений

Федоренко Мирослав Владимирович - верстка, подготовка изображений