Радищевский музей и Музей Изящных искусств
Саратовского университета. К истории взаимоотношений 1

Автор статьи: В.В. Приклонская

Связи Радищевского музея и Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского имеют давнюю и богатую историю. Существование в Саратове художественного музея и богатой библиотеки при нём явилось весомым аргументом в пользу открытия кафедры теории и истории искусств на историко-филологическом факультете университета в 1919 году, выпускники которого должны были дополнить слой населения, восприимчивый к прекрасному и бережно относящийся к культурному наследию края. На заседании Совета Николаевского Университета 22 февраля 1916 года, посвящённом вопросу открытия новых факультетов, кроме руководителей университета присутствовал и директор Радищевского музея П.Н. Боев (1867-1919). Им была предоставлена в распоряжение комиссии опись, в которой говорилось о том, насколько «музей и библиотека имени Радищева могут быть полезны для кафедры «истории искусства»… Музей включает в себя 6738 предметов (картины, скульптура, нумизматика, прикладное искусство, археология и прочее) и библиотека музея до 4000 томов по искусству, археологии и проч….

Что касается помещений, то на первый учебный год достаточно 2-х аудиторий..., причём некоторые занятия и лекции могут происходить в помещении Радищевского музея и СУАК (Саратовской ученой архивной комиссии – доп. автора2.

Это мнение подкреплялось рекомендацией профессоров историко-филологического факультета Киевского Императорского университета св. Владимира, эвакуированного в Саратов во время Первой мировой войны, А.М. Лободь и И.М. Бубнова: «… с точки зрения истории русского искусства Саратов, с тяготеющими к нему районами, представляет значительный интерес. Здесь, например, известны иконы древнейшего русского письма, церкви и дома старинной архитектуры, старинные предметы домашнего обихода, которые, быть может, вскоре бесследно исчезнут, если не встретят просвещённого внимания и заботливости со стороны лиц, широко к тому подготовленных. Где есть радищевский музей, там, естественно, должна быть и университетская кафедра истории искусства» 3.

Историко-филологический факультет открылся в 1917 году, где весной 1919 года было образовано отделение теории и истории искусств. Декан отделения профессор Ф.В. Баллод (1882-1947), известный египтолог, археолог и историк искусства, в мае 1919 года был избран заведующим созданным при факультете Музеем изящных искусств 4.

На протяжении своего недолгого существования Музей менял названия в соответствии с трансформациями, происходившими с самим факультетом. На первых порах он состоял из двух разделов: I. «Исторические науки» со следующими темами: «Университеты», «Учёные и писатели», «Книги и переплёты». II. «Истории искусства», разделенный по периодам: древневосточное, античное, древнерусское, восточное, западное и новое русское искусство.

Музей был открыт для публики два раза в неделю. Лекции по истории культуры и искусств читались в верхних аудиториях первого корпуса университета по воскресеньям от 19 до 21 часа вечера 5 .

Насколько точно название музея отражало качественный состав его коллекции, сказать трудно. По мере расширения или сужения специализаций историко-филологического (общественных наук, педагогического) факультета, по-видимому, изменялся и состав коллекции. В документах, относящихся к одному времени, употребляются наименования и «музей» и «кабинет», так же, как и обобщающее – «Университетский музей». Заведующими музеем становились, по-видимому, автоматически заведующие кафедрой, к которой на данный момент относился музей. В 1927 году музеем археологии, этнографии и истории искусств при кафедре археологии и этнографии руководил П.С. Рыков (1884-1942) 6.

На данный момент мы очень мало знаем об истории этого музея, о том, каков был состав коллекции, её масштаб, источники формирования, были ли там сотрудники, кроме заведующего. По отрывочным данным, которые дают немногочисленные документы того времени, мы можем предположить, что основу коллекции Университетского музея составили поступления из Музейного Подотдела Губотнароба, фонд которого формировался из национализированного имущества. Подотдел передал в университет ряд естественнонаучных и историко-археологических коллекций, а также картины 7. Думается, что отбор экспонатов происходил при непосредственном участии Ф.В. Баллода, который являлся членом коллегии и руководил научной секцией Подотдела. Какие именно картины были переданы в университет, что входило в историко-археологические коллекции не известно. Отчасти реконструировать состав музейной коллекции университета позволяют документы Радищевского музея – это акты и книга поступлений («Инвентарь Радищевского музея»), в которых фиксировались передвижения предметов, входивших в музейное собрание.

Радищевский музей до революции совмещал в себе функции художественного, этнографического, палеонтологического, краеведческого, мемориального и промышленного музеев одновременно. После 1917 года Радищевский музей должен был превратиться в музей классического искусства, отдав непрофильные экспонаты в другие организации. В то же время, все национализированные предметы, ценные с художественной точки зрения, из самых разных мест и учреждений Саратова и губернии стекались в Радищевский музей.

Радищевский музей до революции совмещал в себе функции художественного, этнографического, палеонтологического, краеведческого, мемориального и промышленного музеев одновременно. После 1917 года Радищевский музей должен был превратиться в музей классического искусства, отдав непрофильные экспонаты в другие организации. В то же время, все национализированные предметы, ценные с художественной точки зрения, из самых разных мест и учреждений Саратова и губернии стекались в Радищевский музей.

Первое обращение университета о передаче ему музейных экспонатов было сделано 17 января 1919 года: «Ввиду того, что в настоящее время имеет место реорганизация Радищевского музея и часть коллекций, по имеющимся сведениям, предложено уступить другим учёно-учебным учреждениям, Университет имеет честь просить предоставить ему историко-археологическую, минеральную и палеонтологическую коллекции, необходимые кабинетам и музеям Университета для научно-учебных занятий» 8. Среди историко-археологических экспонатов, в числе многочисленных амфор и блюд, были переданы статуэтка «Богиня Фетида со щитом в руке, едущая на морском коне», терракотовая лампада первых лет христианства, головы еврейки и мавра от статуэтки «из дворца Чинтра ХVII века», терракотовый слепок мумии 9. Для приёма этих коллекций от историко-филологического факультета были назначены профессора Ф.В. Баллод и Н.К. Пиксанов, и преподаватель А.А. Гераклитов. От физико-математического факультета - профессор Д.Е. Янишевский и преподаватель В.В. Фафонов.

Для кабинетов русской и романской филологии из музейной библиотеки были переданы свыше восьмисот изданий 10, в формирующийся рукописный отдел – старые книги и рукописи («Жалованная грамота 1614г., данная Царем Михайлом Феодоровичем родоначальнику фамилии Радищевых Кунаю Елизаровичу на землю», «Жалованная грамота 1629 г., данная Царями Иоанном и Петром Алексеевичами прадеду Радищева по женской линии Г.А. Аблязову на землю», книга Барсова Е.В. «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство, в связи с греческими их оригиналами» (Москва, 1883) и другие)11.

Смена приоритетных направлений выставочной деятельности вывели из состава экспозиции Радищевского музея не только минералогическую и палеонтологическую коллекции, но и ценные реликвии, связанные с именами, составляющими славу российской культуры. К разряду таких памятников относятся личные вещи известного русского писателя И.С. Тургенева, переданные в дар музею его спутницей Полиной Виардо. Боголюбов в своих мемуарах писал: «Оставляя своё жильё, Полина Виардо оставила мне письменный стол и кресло, за которым сидел и работал наш русский гений. Отдала мне его клёш-блузу, перо, чернильницу, а потом и берет и тогу Кембриджского университета, где он был Почётным членом. Отдала некоторые его книги… Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст работы Антокольского в углу, носящем имя «Угол Тургенева…». Боголюбов особенно отмечал, что «не в Орле, где родина Тургенева, хранятся о нём дорогие вещественные воспоминания, но под сенью А.Н. Радищева, которого Иван Сергеевич всегда высоко ценил» 12.

За мемориальные вещи Тургенева разгорелась нешуточная борьба. Первыми в музей обратились сотрудники Центрального Педагогического музея Наглядных пособий при Народном дворце, аргументируя правомочность своего запроса тем, что «вещи, связанные с памятью Тургенева являются случайным приобретением Радищевского музея и по своему назначению соответствуют целям и задачам Педагогического музея» 13. Вслед за ним с аналогичной просьбой, но в менее категоричной форме, обратился Ф.В. Баллод. И летом 1919 года в Университетский музей были переданы нижеследующие исторические памятники, с тем условием, чтобы музейные коллекции университета были доступны для широкой публики: стол орехового дерева, кресло, маска и слепок руки И.С. Тургенева, два его портрета, один из них фотографический с автографом писателя, докторская мантия, венок и ягдташ, терракотовый бюст писателя работы М.М. Антокольского 14.

Кроме этого в 1919 году в Университет были переданы кресло Н.В. Гоголя, подаренное музею Радищева известным московским бытописателем В.А. Гиляровским, портрет историка литературы А.Н. Пыпина, а также во временное пользование - стол, кресло и часы Н.Г. Чернышевского. Вместе с ними были отданы диван и три кресла в стиле рококо 15, не связанные с известными именами их бывших обладателей, по-видимому, для создания интерьерности в экспозиции. Приняла «исторические памятники» преподаватель университета С.В. Бринк. Скорее всего, эти реликвии находились в разделе, посвящённом учёным и писателям. Впоследствии в 1930-е годы вещи Тургенева были переданы в мемориальный музей писателя на его родине в имение Спасское-Лутовиново на Орловщине. Кресло Гоголя сейчас находится в Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге 16. Стол, кресло и часы Чернышевского находятся в Саратовском музее-усадьбе его имени в постоянной экспозиции.

А вот собственно «изящная» часть экспозиции Университетского музея была дополнена предметами искусства из Радищевского музея два года спустя. Ещё весной 1919 года ректор университета В.Д. Зернов обратился с просьбой «не отказать передать в кабинет истории искусств и археологии при историко-филологическом факультете СГУ, в случае, если это окажется возможным, те памятники искусства, особенно живописи, из коллекции Радищевского музея, которые не представляют музейного интереса или же являются копиями, но могли бы служить ценным пособием при теоретическом изучении отдельных эпох истории искусств» 17. До 1921 года в Радищевском музее происходила внутренняя инвентаризация. Вся коллекция была поделена по художественной ценности на основное ядро, куда входили произведения, экспонировавшиеся в самом музее, и вещи второго ряда, которые были переданы на «склад» и образовали музейный фонд, из которого предметы искусства перераспределялись между новообразованными учреждениями и музеями.

В 1921 году в Саратовский университет передали альбом офортов английского художника М.-Б. Фостера (1825-1899) с видами Англии. В 1922 году Музей изящных искусств факультета общественных наук получает во временное пользование на неопределённый срок двенадцать художественных произведений живописи и скульптуры русских и западноевропейских мастеров. Среди них - копии с произведений великих художников эпохи Возрождения: два гипсовых барельефа «Путти» Донателло, «Мадонна де Фолиньо» с картины Рафаэля, находящейся в музее Ватикана, «Мадонна с донаторами» с фрески Дж. А. Больтраффио18, находящейся в монастыре св. Онуфрия в Риме; великолепный образец мавританской архитектуры XIV века – модель одного из входов знаменитого дворцово-паркового ансамбля Альгамбры в Гранаде. Европейское искусство XVII века было представлено копией с «Мужского портрета» П.-П. Рубенса. Были переданы также живописный «Портрет неизвестного художника с двумя мальчиками», написанный в XVIII веке, скульптурный портрет Екатерины II, выполненный на Императорском фарфоровом заводе в первой половине XIХ века, большое историческое полотно австрийского художника Сигизмунда Пергера «Рафаэль представляет папе Юлию II эскиз фрески «Спор об евхаристии» (1839), копия саратовского художника Г.П. Баракки-Сальвини картины «Стадо» представителя барбизонской школы живописи К. Тройона, гипсовая скульптура «Лошадь» П.К. Клодта, «Портрет Захарьина» К.Г. Маковского, «Боярский ключник» художника конца XIХ века А.С. Янова, подаренный Радищевскому музею П.М. Третьяковым19.

По данным периодических изданий, в 1922 году Музей изящных искусств имел коллекцию «фотографических снимков с памятников искусства разных времён и народов, некоторое количество образцов-оригиналов и библиотеку по вопросам теории и истории искусств. Всего около 200 памятников»20.

Отношения Радищевского музея и университета не были односторонними. В обмен на предметы учебно-вспомогательного характера Радищевский музей в 1922 году получил живописный «Портрет польского полководца и короля Яна Собеского» неизвестного польского художника II половины XVIII века, миниатюрный «Портрет неизвестного из рода Дурново» работы русского художника I половины XIХ века и четыре акварельных портрета художника середины XIХ века «провинциального романтика» Р. А. Ступина. Последние - прекрасные образцы купеческого портрета, сразу же были введены в экспозицию музея. Портреты супругов старшего поколения включены в раздел искусства провинциальных художников в Радищевском музее, а молодая пара – купцы Батурины – были отданы во временное пользование отделу феодализма Краевого музея. Ныне находятся в собрании Саратовского областного музея краеведения21.

Большинство предметов искусства, поступивших из университета, имеют камерный характер. Скорее всего, они были частью повседневной жизни жителей Саратова и губернии. Акварели и гравюры, миниатюры и живопись свидетельствуют о семейных или дружеских связях и отчасти - о художественных вкусах саратовской публики. Среди графических листов западноевропейских художников, поступивших из университета в 1924-1925 годах, есть перовой рисунок «Селение на берегу реки» голландского художника XVII века, эскизная композиция «Изгнание из рая» прославленного мастера итальянского барокко XVII века П. да Кортоны, идиллический пейзаж немца И. Дицша (XVIII в.), динамичная сцена вскрывания старых гробниц «Кладоискатели» немецкого художника XIХ века. Идентичное оформление паспарту последних трёх работ наводит на мысль о том, что они находились в одном собрании, причём, довольно обширном22.

Попадаются и следы известных коллекций: на листах из серии цветных гравюр о жизни легендарной Женевьевы Брабантской имеются печати, свидетельствующие об их принадлежности к собранию историка русской литературы профессора И.А. Шляпкина, завещавшего свою богатейшую библиотеку Саратовскому университету. К нему же относится и «Портрет Антуана д'Амонт» в исполнении французского гравера Н. III Ламерссина, жившего на рубеже XVII-XVIII веков. Можно предположить, что гравюры являлись частью «оживлённого музея» известного библиофила, где книжное собрание помещалось в интерьере среди предметов соответствующего времени: «… в гостиной его белоостровского дома рядом с клавесином, люстрой со свечами, полотнами художников XVIII века находились книги того же века; старопечатные книги XVI-XVII вв. и издания по алхимии, магии хранились в комнате – точной копии «кабинета Фауста» из Публичной библиотеки…»23.

Значительно число листов печатной графики, переданных из музея Университета: миниатюрная гравюра «Шут и две купающиеся женщины» работы немецкого мастера XVI века Х.З. Бехама , мифологическая композиция «Сатир и нимфы» итальянского художника этого же времени, «Старуха, греющая руки над горящим углем» Ф. Поланцани, относящейся к XVIII столетию , две жанровые сцены «Утро» и «Ночь» из серии «Сельские часы» англичанина Г. Гиллбанка и многие другие. Среди них - две графические работы русских художников: карандашный рисунок «Поцелуй Иуды» Н.Ф. Оглоблина и гравюра «Распятие» С. М. Колесникова.

Большинство графических работ, принадлежавших Музею изящных искусств и находящихся сейчас в собрании Радищевского музея, имеют круглую печать с надписью: «Музей при историко-филологическом факультете Саратовского Университета». В альбоме акварелей «Sovenir de Messine» (1844), принадлежавшего С.А. Юрьевичу, одному из воспитателей будущего императора Александра II, наряду с ней стоит печать кабинета истории искусств и археологии.

В 1925 году состоялась очередная передача произведений искусства из университета24, ознаменованная самым крупным приобретением. Без большого парадного портрета императрицы Екатерины II, написанного неизвестным русским художником второй половины XVIII века, мы не представляем постоянную экспозицию Радищевского музея. Также неполным был бы рассказ о творчестве великого Карла Брюллова без этюда «Гугенот». К сожалению, домузейная история большинства этих произведений скрыта от нас. Остается загадкой и имя молодой дамы на портрете кисти известного мастера середины XIX века С.К. Зарянко.

Сейчас трудно восстановить утраченные связи. Создавая новое культурное пространство, преодолевая «буржуазно-мещанский вещизм» новый советский музей не церемонился ни со священной волей дарителей, ни с историей вещи, тянувшей за собой шлейф «старорежимного» уклада. Сейчас музейные сотрудники стараются восстановить картину прошлого, в музеях проходят многочисленные выставки, посвящённые коллекционерам и собирателям. Описание художественных коллекций было большой редкостью в столицах, что же говорить о провинции, где художественная жизнь не была столь активной. Поэтому во сто крат сложнее прояснить бытование предмета, являвшегося частью семейной истории саратовских жителей - дворян, купцов, интеллигенции. Большую роль играет удача, как в случае с пастельным рисунком прекрасного мастера камерного портрета К. В. Барду, также поступившего из Саратовского университета в 1925 году: недавно выяснилось, что портрет мальчика, предположительно поэта Е.А. Боратынского в детстве25, происходит из собрания саратовской помещицы Е.А. Бок (раньше находился в симбирском имении)26.

В 1928 году из Университета поступили две иконы из Деисусного ряда и редкий пятнадцатистворчатый живописный складной иконостас, датируемые XIX веком, а также живописный портрет чиновника Московского губернского правления Дурново XVIII столетия . В 1932-м – стеклянные кубок (XVIII в.) и рюмка (XIX в.).

По-видимому, Музей изящных искусств перестал существовать в начале 1930-х гг., после образования Педагогического института, и уже не возродился при восстановлении исторического факультета в 1935-м. Судьба произведений искусства, составлявших его коллекцию, не известна. Из двенадцати работ, отданных во временное пользование, в Радищевский музей вернулись только четыре, причём при весьма курьёзных и одновременно трагических обстоятельствах. 16 ноября 1938 года в музей принесли картину и предложили её купить. Оказалось, что это «Спор об евхаристии» С. Пергера, сотрудники музея узнали музейную маркировку. Преступник украл её со склада университета, куда были сложены экспонаты бывшего музея, и попытался реализовать, при этом варварски распилив пополам. В заявлении директора Радищевского музея И.Д. Бурмистрова говорилось, что «по-видимому, для удобства вынуты на обратной стороне три скрепляющих доску шпонки (картина написана на дубовой доске) и пилой распилена на две равные половины вдоль по слою.

Картина имеет музейную ценность и благодаря распиловке испорчена, так как на месте прохождения пилы в центральной части утеряно 3 мм живописного слоя. Такое варварское и возмутительное отношение к ценностям социалистической собственности свидетельствует о наличии преступления…»27.

Нелёгкую задачу восстановления произведения с трудной судьбой и знаменательной историей (картина австрийского художника была приобретена наследником цесаревичем Александром Николаевичем в Риме и подарена своему воспитателю С.А. Юрьевичу в 1840 году, о чём свидетельствует пространная надпись на обороте) взял на себя музейный реставратор И.И.Васильев. «Началась кропотливая и исключительно сложная работа. Распил, сделанный грубой пилой, уничтожил на целый сантиметр всю среднюю часть картины, пройдя через лица и фигуры изображенных. На месте утраченной части была сделана вставка и две доски соединены вместе. Новая вставка, проходящая сверху донизу через всю картину в середине, была замаскирована и записана красками. Картина вновь приобрела первоначальный вид, и зритель может любоваться ею благодаря тонкому мастерству реставратора», - отмечалось в газетной заметке по окончании реставрационных работ28.

После этого казуса в университете была проведена проверка комиссией в составе начальника спецчасти СГУ имени Н.Г. Чернышевского П.А. Багаева, научного сотрудника Саратовского художественного музея В.В. Леонтьева и уполномоченного УРКМ НКВД А.И. Сидорова. И в Радищевский музей вернулись ещё три картины, хотя и в очень плохом состоянии. Например, на копии с Больтраффио «Мадонна с донатором» не было рамы, прорван в нескольких местах холст, живопись пострадала от сырости29.

Данным исследованием намечены лишь некоторые детали к истории Музея изящных искусств Саратовского университета, который, как часть культурного наследия не исчезнет бесследно, если найдёт, говоря словами старых профессоров, «просвещённое внимание и заботливость со стороны лиц, широко к тому подготовленных». О том, что в университете всегда работали люди не только высокообразованные, широких взглядов и глубоких познаний, но и тонко чувствующие искусство говорит документ 1925 года, находящийся в музейном архиве. Это подписка на приобретение для Радищевского музея картины одного из самых тонких и проникновенных пейзажистов первой трети ХХ века нашего земляка Петра Саввича Уткина30. В списке из тридцати пяти фамилий сотрудники Радищевского музея и преподаватели Саратовского университета: В.А. Бутенко, В.В. Вормс, А.А. Гераклитов, С.Р. Миротворцев, К.Н. Папо-Афанасопуло, К.И. Рудольфи, П.С. Рыков, А.П. Скафтымов, С.И. Спасокукоцкий, П.Г.Любомиров и другие. Благодаря их совместному великодушному содействию в собрании Радищевского музея находится одно из знаковых произведений П.С. Уткина "Осокорь", ставшее символом саратовского пейзажа.


1 Дополненная и проиллюстрированная статья, опубликованная в сборнике научных статей «Памятные даты отечественной и местной истории и документальное наследие. Материалы научных конференций Саратовского областного отделения РОИА 28.11.2008 г. и 20.11.2009 г.» Саратов, 2009. С. 299-309.
2 Протокол заседания Совета Николаевского Университета // Государственный архив Саратовской области (далее ГАСО). Ф. 393. Оп. 1. Ед. хр. 719. Л. 47.
3 Мнение Его Превосходительству Господину председателю Николаевского Университета в г. Саратове по вопросу об открытии в сём Университете историко-филологического факультета // Там же. Л. 49 об.
4 Извещение Историко-филологического факультета от 21 мая за № 163 // Там же. Ф. Р-332. Оп. 1. Ед. хр. 61.Л. 84 об.
5 Отчёт о деятельности историко-филологического факультета за 1917-1919 гг. // Там же. Ед. хр. 3. Л. 7.
6 Научные учреждения и научные работники г. Саратова. Саратов, 1927. С. 34.
7 Протокол заседания правления Саратовского университета // ГАСО. Ф. Р-332. Ед. хр. 61. Л. 84 об..
8 Прошение об утверждении акта передачи. // СГХМ имени А.Н. Радищева. Отдел хранения архивных материалов (далее – СГХМ. ОХАМ). Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Ед. хр. 4. Л. 5.
9 «Инвентарь Радищевского музея». Т. 1. №№ 1622, 1629, 1635-1637.
10 Опись книг, переданных в Саратовский Университет // СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 2. Ед. хр. 12 «а». Л. 11-16.
11 «Инвентарь Радищевского музея». Т. 1. №1811, 1812, 1694.
12 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006. С. 227.
13 Прошение об утверждении акта передачи. // СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Ед. хр. 4. Л. 4.
14 Там же. Л. 19.
15 Там же. Л. 21-22.
16 Сведения о дальнейшей судьбе вещей, принадлежавших И.С. Тургеневу и Н.В. Гоголю, предоставлены заведующей отделом хранения архивных материалов СГХМ имени А.Н. Радищева И.А. Жуковой.
17 СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Л. 12. Повторная просьба в августе 1919 года.
18 Обе живописные работы ранее находились в собрании князя А.М. Голицына.
19 Список произведений искусства переданных со склада Государственного Радищевского Музея Музею Изящных искусств Саратовского университета 15 мая 1922 г. за подписью А.Д. Скалдина. // СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Ед. хр. 5. Л. 90
20 Культура. 1922. № 2-3.
21 Батурины – известная фамилия казанских купцов третьей гильдии. Глава семьи Ульян Прохорович избирался городским головой. На портретах изображены его третий сын Иван Ульянович со своей женой Александрой Макаровной.
22 Листы «Изгнание из рая» П.о да Кортона и «Кладоискатели» немецкого художника XIХ века монтированы на картон светло-жёлтого цвета и обведены рамками тушью разной толщины и из золотой фольги. На паспарту вверху посередине наклеены бумажные квадратики с номерами «1» и «62» (предположительно, нумерация в альбоме), «Пейзаж» И. Дицша имеет монтировку зелёного цвета с аналогичным обрамлением листа.
23 Попкова Н.А. Илья Александрович Шляпкин // Библиотека ВУЗа: вчера, сегодня и завтра. Вып. 2. Саратов: СГУ, 2002. С. 14
24 Список картин, переданных из Саратовского Университета Радищевскому Музею // СГХМ. ОХАМ. Ф. 369 (1). Оп. 4. Ед. хр. 2 «б». Л. 26.
25 Поступил в музейное собрание как «Портрет молодого человека из семьи Гончаровых» («Инвентарь Радищевского музея». Т. 2. Л. 337, № 7780).
26 Сведения предоставлены учёным секретарём СГХМ имени А.Н. Радищева Е.К. Савельевой.
27 Заявление директора Радищевского музея И. Бурмистрова // СГХМ. ОХАМ. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Ед. хр. 3. Л. 49.
28 «Молодой сталинец», 1941, 20 апреля.
29 Акт о передаче // СГХМ. ОХАМ. Ф. 369 (1). Оп. 4. Ед. хр. 2 «б». Л. 68.
30 Подписка на приобретение для Радищевского музея картины П.С. Уткина // Там же. Ф. «БРУ и РМ». Оп. 5. Ед. хр. 1. Л. 5.

i
г. Саратов, ул. Радищева, 39
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева