Морозный день

Морозный день

Б.М. Кустодиев. Морозный день. 1913. Холст, масло. 70х98. 

Поступление. В 1935 году от В.М. Юстицкого, Саратов.

Улица, изображенная на картине, с купеческими особняками и небольшой церковкой, с ярко сияющим солнцем и переливающимся под его лучами инеем, выглядит знакомой для каждого русского человека. Мир тихой провинции привлекает своей ясностью, неизменностью, где всеобщая умиротворенность и покой нарушаются промчавшимися санками "лихача", везущего двух барышень. Привычные неторопливые движения дворника только усугубляют ощущение размеренности быта жителей городка. Но ощущение статики от "Морозного дня" не возникает благодаря нескольким динамичным подробностям, умело разбросанным автором по всей картине: быстрое мелькание синих теней на снегу, почти осязаемое движение солнечных лучей, весело клубящийся густой дым из печных труб. Город у Кустодиева получился уютным и приветливым, он не знает проблем, в нем нет отчуждения человека от природы как в мегаполисах, его архитектура трогательна и человечна. Кустодиев в своих провинциальных пейзажах выступает в двойственной роли, с одной стороны, он убеждает зрителя достоверностью многочисленных деталей, одновременно с тем кустодиевская провинция неподлинна, она рождена воображением художника, который создает вариант русского города, подчеркивая в нем одни стороны, и обходя другие.