Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Ярославская икона «Святая Троица Ветхозаветная» из собрания Саратовского Радищевского музея

04.06.2020
Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

Православные праздники в иконах и
медном художественном литье
из собрания Радищевского музея

В Саратовском Радищевском музее хранится небольшая, но интереснейшая коллекция икон периода расцвета иконописной школы Ярославля – XVII века. Коллекция – девять икон – была передана из Ярославского художественного музея в 1958 году. Все они находились в плохом состоянии. В процессе восстановительной работы на одной иконе был обнаружен номер описи, составленной в 1920-х годах сотрудником ярославского музея Н.В. Перцевым[1], по которому было определено место бытования образа «Святая Троица Ветхозаветная». Это произведение – любимейшее в саратовском собрании – уже многие годы украшает музейную экспозицию.

Церковь святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1016 году – одна из древнейших в Ярославле. Позднее она вошла в состав Петровского монастыря, на территории которого были погребены представители ярославского княжеского дома. Каменный холодный храм с двумя приделами был возведен рядом со старой деревянной церковью на средства города в 1691 году. Сохранились сведения о том, что в иконостасе храма находились иконы, происходившие, по преданию, из Петровского монастыря, в их числе упоминается и некая «Троица»[2]. В 1937 году обе церкви были снесены.

На фотографиях интерьеров храма, в местном ряду иконостаса хорошо просматривается икона «Святая Троица Ветхозаветная», одетая в оклад[3]. Наличие оклада упоминается в картотеке Н.В. Перцева, где указано, что образ пришел в музей в «медной ризе», которая была снята по акту от «5/VII 1930 г.»[4]. Следовательно, данный памятник входил в основной состав икон храма. Возможно, именно он упоминается в числе произведений, якобы происходивших из Петровского монастыря, потому как почти все перечисленные иконы узнаются на фотографии в местном ряду иконостаса.

«Святая Троица Ветхозаветная» не единственный сохранившийся образ церкви святых равноапостольных Петра и Павла. В фонде Ярославского музея находится еще одиннадцать икон из этого храма; из них отреставрированы только четыре[5]. Все они написаны в разное время, разными авторами, но при различии манеры исполнения, в них явно читается стремление придерживаться некоего единообразия. В одной из них – иконе «Святые преподобный Михаил Малеин, преподобная Ксения и великомученица Анастасия» первой половины XVII века, можно отметить подобный саратовскому памятнику характер ликов с близко посаженными глазами и тонким, сильно высветленным носом.

Особенностью образа «Святой Троицы Ветхозаветной» является лежащий в его основе извод, который в отличие от большинства одноименных произведений, не повторяет известную иконографию Андрея Рублева, а восходит к более древним образцам.

Историческая трактовка «Святой Троицы» с образами Авраама и Сарры названная в научной литературе «Гостеприимство Авраама», была очень распространена до конца XIV века. Вытесненная на длительный срок символико-догматическим вариантом, воплощенном в широко известной иконе А. Рублева, в XVI-XVII веках она вновь пользуется большой популярностью и приобретает много новых деталей. Но, несмотря на это, и в новых произведениях, посвященных этому сюжету, в качестве композиционного центра по-прежнему использовался рублевский рисунок трех склоненных ангелов, что было закреплено решением Стоглавого Собора 1551 года.

В рассматриваемой иконе совершенно иная трактовка центральных фигур: ангелы сидят прямо в «пирамидальной» композиции за полукруглым сигмовидным столом[6], центральная группа фланкирована фигурами Авраама и Сарры; круг замыкает изображение слуги с тельцом. Средний ангел дан фронтально, без наклона головы; отсутствует рублевская ассиметрия – положение ангелов и их жесты подчеркнуто симметричны. Отсутствие сложной линии силуэта компенсируется вскинутыми крыльями: двумя – центрального ангела, по одному – боковых. В древней иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простертым за спиной, а другое – поднято в знак приветствия. Вскинутые крылья придают произведению торжественность, персонажам – динамичность, передают драматизм момента, лишая образ, однако, рублевской созерцательной тишины.

Эти черты характерны для дорублевской иконографии «Св. Троицы». Стол-сигма встречается почти исключительно в памятниках XI-XIV веков; с начала XV века он вытесняется прямоугольным. Подобную композицию, со вскинутыми крыльями центрального ангела, можно видеть в произведениях XV–XVI веков северных иконописных школ. В XVII веке возникает интерес к древним иконографиям, художники смело компилируют различные детали, создавая свои оригинальные варианты. В иконописи этого времени встречается дорублевская иконография «Св. Троицы», например, в произведениях строгановской школы.

Тем не менее, извод, представленный в рассматриваемой иконе, встречается не часто. Также со вскинутыми крыльями изображены ангелы в иконе 1640-х годов из ярославского музея-заповедника[7], но и здесь художник использует рублевскую ассиметрию. В целом, оба эти памятника обладают рядом идентичных стилистических моментов: одинаковые пигменты, золоченая узорчатая мебель, обильный натюрморт и даже набор предметов – одна квадратная, две круглые золоченые чаши, хлебцы, монастырская «редечка», ножички и древние серпики.

Наиболее близок рассматриваемому произведению иконографический вариант иконы Тихона Филатьева 1700 года[8]: ангелы сидят прямо за сигмовидным столом, центральный – фронтально; одинаково поставлены ножки и даже крылья подобной средней величины; только ручки не опущены вниз, а приподняты вверх. Так как это произведение написано поверх образа середины XIV века, характерные его детали, судя по всему, повторяют или интерпретируют особенности первоначального изображения.

Кроме традиционных второстепенных персонажей иконография данного произведения обогащена дополнительными изображениями Сарры – замешивающей тесто и выглядывающей в окошко. Похожие фрагменты можно видеть на провинциальных иконах очень популярной в XVII веке иконографии – «Троицы Ветхозаветной с деяниями», на которой изображались библейские сцены, раскрывающие подробности сюжета.

Манера исполнения иконы отличается простотой и излишней основательностью. Фигуры коренасты и большеголовы; заметна некоторая неуверенность в построении личного, в изображении стола и кресел с подножиями. Рисунок деталей архаичен и лишен отточенности. Но в целом, автор уверенно строит композицию, подчеркивая ее ритмически организованными крупными локальными цветовыми пятнами.

Колорит произведения, как всегда в ярославской иконописи, играет большую роль. Ярославские художники умели добиваться эффектности колористического решения иконы с помощью ограниченной палитры. Так, в «Св. Троице» можно увидеть небольшое количество пигментов; все они довольно глухие и плотные по характеру и, скорее всего, имеют местное происхождение.

Характер архитектурных деталей сближает данный памятник с произведениями середины-третьей четверти века: архитектурные кулисы решены достаточно просто, с помощью внятно читаемых, крупных геометрических форм ярких контрастных тонов, украшенных легкими белильными орнаментами.

Но в большей степени ремесленное происхождение памятника выдают лещáдки – особо написанные горки – хаотичные, обильные, лишенные эстетизма, столь характерного для ярославской иконы второй половины XVII века. Нижний край позема оформлен с помощью достаточно популярного приема в ярославской иконе середины-второй половины века – красных и зеленых чередующихся кирпичиков. Живописная поверхность раздроблена многочисленными белильными «оживками», что олицетворяет чисто народный способ декорации произведения.

Образ явно написан местным мастером из ремесленной среды, возможно даже «околоярославского» происхождения. Такие иконописцы появляются в большом количестве в середине века, в связи с востребованностью этого рода деятельности.

Скорее всего, автор копировал дорублевский оригинал, который являлся чтимой храмовой иконой. В древней церкви святых Петра и Павла вполне могли находиться образцы ранней иконописи; этим можно объяснить и некоторые особенности иконографии рассматриваемого памятника. Учитывая существующие аналоги ряда второстепенных деталей, можно предположить, что образ был создан в третьей четверти XVII века.



[1] Перцев Николай Васильевич (1902-1981) – художник-реставратор, агент-инструктор Ярославского музея, сотрудник Ярославского отделения ЦГРМ в 1928-1930 гг.

[2]Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. История и современность. Ярославль, 2008. С.199.

[3] Фотография из каталога фабрики Оловянишниковых. 1910-е гг. - Рутман Т.А. Указ. соч. С.197.

[4]Возможно, что списали не «медную ризу», а серебряную; в это время в музеях реквизировали драгоценные металлы.

[5] Чудо архангела Михаила в Хонех. Первая пол. XVII в. Ярославский художественный музей (далее – ЯХМ); Изведение апостола Петра из темницы (Поклонение веригам апостола Петра). К. XVII в. ЯХМ; Свв. прп. Михаил Малеин, прп. Ксения и вмч. Анастасия. Первая пол. XVII в. ЯХМ; Спас Смоленский с предстоящими прп. Михаилом Малеиным. прп. Ксенией и вмч. Анастасией. К.XVII-нач.XVIII в. ЯХМ.

[6]Полукруглый стол-сигма – древнейшая форма мебели, известная по античному искусству.

[7]Св. Троица Ветхозаветная. 1640-е гг. Ярославский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник.

[8]Филатьев Тихон Иванов. Св. Троица Ветхозаветная. Запись иконы середины XIV века, выполненная в 1700 г. Успенский собор Московского Кремля.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"