Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Рубрика «Xудожник нам изобразил…» К.Ф. Богаевский. Старый Крым. Нескучные истории...

31.03.2021
Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

Радищевский музей продолжает рубрику «Художник нам изобразил…», повествующую об известных памятниках архитектуры, запечатленных на полотнах из музейного собрания. Сегодня речь пойдет о пейзаже Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943) «Старый Крым».

К.Ф. Богаевский. Старый Крым. 1902

Константин Федорович Богаевский почти всю свою жизнь провёл на родине, в Крыму, оставив после себя великое множество пейзажей, посвящённых этому солнечному краю.


Его путь в искусстве был тесно связан с двумя другими уроженцами Крыма – И.К. Айвазовским и А.И. Куинджи. Богаевский родился в Феодосии, и первые навыки в искусстве получал в доме своего земляка Айвазовского. В Академии художеств будущий живописец занимался в классе Куинджи, привившего ученику умение видеть окружающий мир в таинственном романтическом ореоле.

 
Друг Богаевского, поэт Максимилиан Волошин считал, что творчество художника невозможно понять, не изучив местность, которую он писал. На протяжении всей жизни Богаевского любимым объектом его произведений была Киммерия, восточная часть Крыма, полулегендарная земля, где на протяжении веков сменяли друг друга разные цивилизации. Мастер умел тонко прочувствовать и передать в живописи величие и историческую значимость природы Крымского полуострова. В его пейзажах реалистичные детали удивительным образом уживаются с фантастичным мировосприятием, а в творчестве наблюдается своеобразная эволюция – от мрачновато-трагических мотивов к оптимистически-светлому звучанию.

 
Картина «Старый Крым» (1902) из Радищевского музея относится к ранним, немного минорным по звучанию работам Богаевского. Она поступила в собрание в 1970-х гг. из коллекции известного ленинградского хирурга М.Ф. Глазунова.

 
Почти всё пространство пейзажа занимает высокий горный склон. Между огромными валунами, цепляясь за выжженную солнцем почву, тянутся вверх приземистые можжевельники. Их кривоватые стволы и рыжевато-ржавые кроны словно направлены к возвышающемуся вдали массивному строению. Перистые облака на горизонте сходятся в одной точке над постройкой, создавая эффект пространственной глубины и грандиозного масштаба. Контрасты света и тени, ритмическое чередование каменных масс, разлапистых крон и ажурных синевато-сизых теней заставляют пейзаж Богаевского звучать как торжественный музыкальный аккорд.

 
Этой картине очень близки по духу стихи М.А. Волошина:

Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.

В огне кустарники и воды как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках — намеки и фигуры…

Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам.
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром.
Кто этих мест жилец: чудовище? титан?


Композиция картины выстроена таким образом, что взгляд неизменно останавливается на таинственном здании неясных очертаний, которое кажется такой же органичной частью природы, как и окружающие его камни и деревья. Высящаяся на горизонте постройка словно вросла корнями в землю. Её массивные стены выглядят очень древними и монументальными. Этому в немалой степени способствует и ракурс изображения, показывающий строение чуть снизу. Это здание «собирает» всё пространство и, безусловно, является смысловым центром картины.

 
Автор, видимо, специально не стал прописывать детали архитектуры, потому что главная задача его заключалась в том, чтобы представить собирательный образ крымской природы. Но определить, что изображено на картине, вполне возможно благодаря тому, что сохранилась фотография конца XIX века и открытка Общины Св. Евгении с картиной художника В.И. Зарубина, показывающая строение практически с того же ракурса, что и в пейзаже К.Ф. Богаевского.

 
Художник Виктор Зарубин несколько раз писал этот старинный памятник приблизительно в то же время, что и Богаевский. Воспроизведённая на открытке работа имеет авторскую надпись: «Монастырь Святого Георгия близ Феодосии». Однако это название ошибочно, т.к. известно еще несколько открыток В.И. Зарубина с видами этого здания, но написанных с других точек зрения.

 
Имя Святого Георгия носил не монастырь, а гора, на которой он расположен. А на пейзаже из собрания Радищевского музея изображён армянский мужской монастырь Сурб Хач (в переводе Святой Крест), который был основан в XIV веке на склоне Георгиевской (или Монастырской) горы. Он является одним из старейших в Крыму. Согласно легенде, на этом месте в 1358 г. монах Ованес Себастаци увидел в небе огненный крест, что послужило ему знаком для возведения здесь монастырской обители. Под строительство была выкуплена земля у генуэзцев. С тех пор монастырь стал оплотом армянской церкви на территории Крыма. Расцвет его пришёлся на XVI-XVII вв. В монастырских стенах была хорошая библиотека, работала школа, в которой преподавали известные учёные богословы. Здесь создавали свои рукописи прославленные мастера-миниатюристы. Посетивший Сурб Хач в 1634 г. доминиканский монах д’Асколи назвал главный монастырский храм «достойным Рима». В XIX столетии большую помощь обители оказывал Иван Константинович Айвазовский. В 1925 г. постановлением Советской власти монастырь был закрыт и отдан под пионерский лагерь. После Великой Отечественной войны полуразрушенные в ходе боевых действий монастырские постройки на некоторое время опустели. В 1960-х гг. на территории монастыря начались раскопки, а в 1990-х – восстановительные работы. В 2002 г. Сурб Хач был возвращён Армянской церкви, и с тех пор в нём регулярно проходят богослужения.

 
Богаевский был в Сурб Хаче несколько раз. В 1920-е гг. художник, любивший путешествовать по Крымскому полуострову, ещё раз возвращается к этой теме. В это время по заданию Крымского комитета по охране памятников искусства и старины он совершает поездку по крымским городам. Художник пишет виды Феодосии, Бахчисарая, Ялты, Старого Крыма и их достопримечательностей. Руководил работами Н.Н. Барсамов, директор Феодосийской художествен-ной галереи и один из первых биографов И.К. Айвазовского. Созданные в этих экспедициях акварельные зарисовки К.Ф. Богаевского представляют не только художественный, но и серьёзный научный интерес, поскольку они документально точно фиксируют состояние древних построек. Известно около 300 таких акварелей. Большинство принадлежит в настоящее время Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского. На одной из них изображён монастырь Сурб Хач, увиденный с другого ракурса, сверху.

 
Написанная за двадцать с лишним лет до этой экспедиции картина «Старый Крым» даёт скорее собирательный образ древней Киммерии, поэтому лишена подробных деталей. На кар-тине представлены окрестности поселения под названием Старый Крым, в трёх с половиной километрах от которого находится Сурб Хач. В верхней части пейзажа изображён вход в монастырь с северной стороны. Для сравнения открытка общины Св. Евгении с картины В.И. Зарубина представляет вид на монастырские строения практически с того же ракурса, что и у Богаевского.

 
В настоящее время эта часть обители выглядит несколько иначе: исчезли белёные надстройки в верхней части, внизу появился новый дверной проём. Оставшиеся неизменными высокие массивные пилоны и красный ажурный балкон дают понять, что на картине Богаевского представлен именно Сурб Хач.

 
Картина «Старый Крым» является знаковой вехой в творчестве Богаевского и важным звеном в развитии русского романтического пейзажа, спаявшим воедино прошлое и современность.

 
Наверно, лучше всего об этом сказал современник художника, учёный и поэт С.Н. Дурылин: «В Богаевском есть тот долгий и мудрый настой тишины, который делает глубоким искусство и душу художника. … Крым Богаевского — трагический, царственно-пустынный, героически безмолвный, страдальный и прекрасно умиренный надзвездным покоем неба,— вечен».



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"