Рубрика «Художник нам изобразил…» Грабарь И.Э. Павильон в Кузьминках. 1904. Нескучные истории...

30.11.2020
Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

В рамках проекта «Нескучные истории» мы предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Художник нам изобразил…». В ней пойдет речь об исторических и архитектурных памятниках, которые можно встретить на картинах в залах Радищевского музея.

В музейной коллекции есть много работ с видами городов, храмов, усадеб, парков, дачных построек. Некоторые из них сохранились до наших дней, другие изменились до неузнаваемости, третьи были уничтожены временем и остались только на полотне. Как часто мы проходим мимо таких работ, не задумываясь о том, что́ послужило источником вдохновения для автора.

Думаем, вам будет интересно узнать, как называется изображенная на картине местность, здание или интерьер, где они находятся, как связаны с судьбой художника, запечатлевшего их в красках. Ведет рубрику заведующая сектором русского искусства XVIII – начала XX вв. Ангелина Сергеевна Ступина.

В музейных залах русского искусства рубежа XIX/XX веков есть несколько картин, посвященных русским усадьбам. В те времена, когда старинные имения пустовали, покинутые своими прежними хозяевами, среди русских художников возникло неподдельное влечение к этим островкам культурной жизни прошлого. Художники снимали на лето старые господские, с интересом изучали прежний быт их владельцев. В результате на заре XX столетия в русском искусстве появился огромный пласт произведений, где в качестве главных героев выступают особняки, парки, сады, природные угодья русских родовых дворянских гнезд. В 1914 году Игорь Эммануилович Грабарь, исследуя старинную архитектуру для составления своей многотомной «Истории русского искусства», объезжал подмосковные имения. Аккуратный домик в Кузьминках пленил его своим совершенством и красотой.

Картина И.Э. Грабаря «Павильон в Кузьминках» поступила в 1970-е годы в Радищевский музей из коллекции ленинградского хирурга М.Ф. Глазунова. Нарядная постройка в стиле ампир занимает центральное место на холсте. Рядом с колоннами у входа расположены садовые скамейки и пестрые цветочные клумбы. К домику ведет желтая песчаная дорожка. Стены его кажутся окрашенными в нежный серебристо-розоватый оттенок с зеленоватыми рефлексами от окружающих деревьев.

Павильон, изображенный художником, является частью большого архитектурного усадебного комплекса Кузьминки. История этого имения начинается еще в XVIII столетии. Первыми владельцами его были Строгановы. В 1757 году дочь барона А.Г. Строганова Анна вышла замуж за князя Михаила Голицына. С тех пор Кузьминки (или Влахернское, как его любили называть хозяева) стали принадлежать знаменитому роду Голицыных. Усадьба расцвела при князе С.М. Голицыне.

Действительный тайный советник 1 класса Сергей Михайлович Голицын (1774-1859) был одним самых состоятельных людей своего времени. Голицын занимал должности попечителя Московского учебного округа, председателя Московского опекунского совета. Он славился своим гостеприимством и любовью к роскоши. При нем в Кузьминках были выстроены новые павильоны и разбит пышный парк, где часто проводились увеселительные балы и вечера. Современники стали называть эту усадьбу «русским Версалем». В имении была прекрасная картинная галерея, в которой находились работы знаменитых русских художников, в их числе два парных портрета супругов Загряжских кисти великого Рокотова.

В начале XIX столетия Сергей Голицын затеял серьезную перестройку главного дворца и павильонов, пригласив с этой целью семью архитекторов Жилярди. Особую роль в обустройстве имения сыграл Доменико Жилярди, придерживавшийся в своих творениях строгих правил торжественного стиля ампир. Стараниями зодчего на территории усадьбы Кузьминки возникли Конный двор, Музыкальный павильон, Кузница, Египетский двор, гроты, Львиная пристань. В 1816-1817 по проекту Д. Жилярди на месте прежней развалившейся постройки был возведен предназначенный для купания и водных процедур банный павильон, который спустя почти сто лет запечатлел на своей картине Игорь Грабарь.

Маленький Ванный домик привлекает внимание правильностью форм. Его неуловимое обаяние и красота кроются в точности пропорций и лаконичной простоте. Крошечная лоджия-вход с двухколонным портиком, прямоугольные окна с замковыми камнями в виде львиных голов и отделанные рустовкой стены образуют строгий корпус, увенчанный невысоким куполом. Внутри, кроме мыльной комнаты, располагались также гостиная, столовая и гардеробная. Известно, что голицынскую усадьбу посещали царственные особы. Кто знает, возможно, здесь ступала нога вдовы императора Павла Марии Федоровны или ее сына, Николая Первого, приезжавших с визитами в Кузьминки в первой половине позапрошлого столетия.

Имение Голицына славилось не только праздниками, но и роскошными оранжереями. И даже спустя почти век после постройки отголоски этого великолепия заметны на картине И.Э. Грабаря. Виноградные плети обвили колонны у входа, в вазонах около садовых скамеек разрослись пышные цветы. Ванный домик как бы укрыт сетями трепещущей листвы. «Он … спрятан в зелени разросшихся деревьев и сиреневых кустов, лишь частично выдавая свое присутствие частью стены, купола или карниза», - описывал свои впечатления от павильона А.Н. Греч в своем знаменитом сборнике «Венок усадьбам», составленном в 1920-х годах.

Судьба этого творения Доменико Жилярди была печальной и прекрасной одновременно. В конце прошлого века строение обветшало и было уничтожено пожаром, но в 2008 было заново восстановлено и сейчас радует посетителей парка Кузьминки своей красотой и совершенством. 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений