Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

И это «Концерт»?

18.11.2020
Автор:  Щетина Мария Викторовна

  • Франсуа, Дюкенуа / Francois, Ducquesnoy; 1594–1643. Копия середины XVIII века. Ангельский концерт. Мрамор 77х130. Происхождение: в 1885 году передана в дар из Императорского Эрмитажа , ранее – коллекция графа Иоганна Филиппа Кобенцля 1741–1810

С тем, что количество сюжетов в мировом искусстве ограничено, согласны все. Единственно в чём расходятся мнения – в их количестве: Шекспир насчитывал 33, Аристотель и Виктор Гюго называли 36, а Хорхе Луис Борхес сократил их всего до четырёх. Однако число созданных художественных произведений не рискнёт назвать, наверное, никто.

В изобразительном искусстве в некоторых случаях сюжет можно понять с первого взгляда, в других же – это настоящая загадка.

Примером могут служить два мраморных барельефа из собрания Радищевского музея, вмонтированные в стены вдоль марша парадной лестницы. На них изображены толстощёкие малыши с крылышками за спиной, которые увлечённо борются друг с другом, тянут у соседа ленту или замахиваются на него свёрнутым в трубку свитком. Живые естественные позы мальчуганов, их стремление занять главенствующее положение, добиться своего не считаясь с остальными, переданы настолько верно, что редкие посетители способны пройти мимо. Но вряд ли кто из них догадается, что эта возня восьмерых шалунов представляет собой «Концерт». Да не простой, а «Ангельский»!

Изображения ангелов, поющих или играющих на музыкальных инструментах, появились в работах средневековых художников и приобрели особую популярность в эпоху Возрождения.

Картины на этот сюжет включались в  большие многостворчатые алтари, барельефы украшали кафедры для хора в соборах. Ангелы, играющие на виоле, арфе, флейте, сопровождают сидящую на троне Деву Марию с Младенцем Христом. Поющие по нотам ангелы выглядывают из разорванных облаков над стоящими святыми.

Богословы трактовали эти изображения как «свидетельство превосходства небесной музыки над земной», «невыразимый восторг и прелесть небесных хоров, затмевающих всю мнимую сладость несовершенной музыки земли, жалких земных инструментов», как «чарующую симфония небес, перед которой меркнет даже самая совершенная музыка земли и слышать которую дано только святым да безупречно целомудренным праведникам».

Парные барельефы из собрания Радищевского музея в одном ряду с этими произведениями смотрятся явным диссонансом. Упитанные мальчишки, хотя бы и с крылышками за спиной, совершенно не соответствует традиционному изображению ангелов. Даже в их лицах нет ни покоя, ни отрешённости, они, хотя и очаровательные, явно очень упрямые и даже сердитые. Да и сцену, в которой никто не поёт, не держит в руках нот (если не считать нотами свёрнутый свиток), а на музыкальном инструменте играет только один из восьми участников сложно назвать «Концертом».

Малышей на наших барельефах правильнее назвать путти (итал. «putto» – маленький мальчик), так в итальянском искусстве Возрождения называли изображения обнажённых маленьких мальчиков с крыльями.

Наши барельефы связаны с творчеством одного из самых знаменитых скульпторов XVII века – Франсуа Дюкенуа. Он получил известность прежде всего как автор детских фигур. Не случайно в Италии, где он работал долгие годы, за ним закрепилось прозвище «il fattore di putti» – создатель путти, т.е. статуй, изображающих маленьких детей (итал. «putto» – маленький мальчик). При всей непритязательности сюжетов его произведений именно Дюкенуа первым в европейском искусстве создал форму детского тела, приближенную к натуре, и ставшую своего рода «каноном» для других художников. Отныне «откормленные младенцы Франсуа», как несколько иронично назвал его персонажей хранитель картинной галереи Императорского Эрмитажа начала ХХ века Эрнест Карлович Липгарт, заполняют картины и барельефы всех европейских мастеров вплоть до середины XIX столетия.

Работами Франсуа Дюкенуа восхищался его знаменитый соотечественник, Питер Пауль Рубенс. В одном из писем скульптору он писал: «…чудесные произведения, рожденные Вашей рукой, … кажутся скорее созданными природой, чем искусством».

В последующие столетия, несмотря на изменения художественных стилей, очаровательные творения фламандского скульптора сохраняли свою привлекательность.

Его итальянский коллега, Антонио Канова, уже при жизни признанный современниками «величайшим мастером своего времени», увидев однажды барельефы Дюкенуа после долгого их созерцания, как-будто не находя слов, чтобы выразить свое восхищение, опустился перед ними на колени и безмолвно расцеловал их.

Такая слава даже сыграла с мастером Франсуа злую шутку. Когда он решил участвовать в конкурсе на создание статуи Святого Андрея для собора Святого Петра, его подняли на смех, приговаривая, что он собирается сделать из апостола путти. Но, в конечном итоге, именно работа Дюкенуа получила одобрение папы Урбана VIII и высшего духовенства Рима.

Барельефы из собрания Радищевского музея являются вольной копией большого барельефа «Ангельский концерт» (80х120 см), исполненного Франсуа Дюкенуа в 1640–1642 годах по заказу кардинала Асканио Филомарино для главного алтаря церкви Санти Апостоли в Неаполе. Причём ни заказчик, ни другие современники скульптора никакого противоречия в трактовке сюжета и его предназначении не видели. Напротив, кардинал Филомарино называл барельеф Дюкенуа «главным украшением капеллы». Это объясняется тем, что в искусстве барокко всё больше развивается пышная декоративность, порой, как это с сожалением отмечали даже поклонники этого стиля, в ущерб целесообразности формы. Не случайно Эрнест Кон-Винер, немецкий историк искусств начала ХХ века, замечал, что «католическая месса в это время превращается в театральное зрелище».

Наши барельефы были исполнены в середине XVIII века по заказу графа Иоганна Карла Филиппа Кобенцля, министра австрийской императрицы Марии Терезии. Будучи, как многие знатные и состоятельные люди, увлеченным коллекционером, граф Кобенцль больше всего ценил искусство фламандских мастеров XVII века – времени, когда работали такие художники как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Давид Тенирс Младший. Если, по тем или иным причинам, приобрести подлинную работу любимого мастера не было возможности, граф Кобенцль заказывал копии. В отличие от коллекционеров последующих эпох, людям XVIII столетия копии представлялись вполне достойными заменами оригиналов. Вполне естественно, что такой горячий поклонник фламандского искусства XVII века как граф Кобенцль, не мог пройти мимо одного из самых знаменитых произведений Дюкенуа. Но со времени создания оригинального барельефа прошло почти 100 лет. Изменились художественные вкусы и предпочтения людей. На смену монументальности и пышной грандиозности барокко пришло камерное изящество и утонченная изысканность рококо. Оригинальный барельеф Дюкенуа уже казался чрезмерно массивным.

И, в соответствии с запросами своего времени, мастер (его имя граф Кобенцль не счёл нужным запомнить), преобразовал одну большую композицию в две камерные. Одну из них составила центральная часть барельефа Дюкенуа, вторую – сдвинутые друг к другу боковые группы. При этом скульптор проявил себя не простым ремесленником, а настоящим художником. Сумев сохранить идею первоначального замысла, он создал два самостоятельных, интересных произведения.

В середине XVIII века финансовые трудности вынудили графа Кобенцля продать свою коллекцию императрице Екатерине II. В конце XIX века они были переданы в дар от Императорского Эрмитажа Радищевскому музея к его открытию.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"