Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Фарфоровая сказка императрицы

25.06.2020
Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

…Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней -
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...

(Ф.И. Тютчев. 1864)

Если бы мы не знали имя дамы, которой посвящены эти строки, можно было только догадываться о ее облике, характере. Не польстил ли ей автор, поведав о «живой прелести», «неземной благодати»?

К счастью, сохранились ее многочисленные изображения. Одно из них, созданное немецким живописцем Ф.К. Винтерхальтером, будто написано не с натуры, а по восторженному описанию, составленному Тютчевым, столько в них сходства: здесь и «тихий свет очей» и особое «очарованье». Речь идет о Максимилиане Гессенской, в православии – Марии Александровне, супруге императора Александра II.

Всю свою жизнь она посветила семье, мало увлекалась балами и светскими увеселениями, предпочитая уют и тишину загородных усадеб – Царского Села, Ливадии. В государственные дела вмешивалась редко, занималась благотворительностью, являлась покровительницей «Российского общества Красного Креста», женских гимназий, приютов и богаделен.

Но особенно увлекало Марию Александровну коллекционирование произведений декоративно-прикладного искусства. На протяжении многих лет она принимала активное участие в деятельности Императорского фарфорового завода (ИФЗ), «определяя главные приоритеты в создании форм и методов декорировки изделий». В этот период его главным модельмейстером был назначен Август Карлович Шпис – уроженец прусской деревушки, выпускник Берлинской Академии художеств. На родине он не имел успеха, характеристика, данная соотечественниками, была удручающей: «не лишенный способностей, но ничего не обещающий из себя», «заурядный» мастер. Однако вскоре отношение к нему изменилось: негативные отклики уступили место восторженным отзывам, – но случилось это не в Пруссии, а в России.

Именно здесь Шпису удалось добиться признания. Он способствовал увеличению количественного и улучшению качественного состава продукции, выпускаемой Императорским фарфоровым заводом. В своей работе опирался на достижения и опыт скульпторов Мейсенской мануфактуры, но это было не слепое копирование, а творчески переосмысленное.

Главным заказчиком Шписа была императрица Мария Александровна. Специально для Ее Величества мастер создавал новые модели фигурок и ваз «на античный вкус», в стилистике рококо или в «неорусском» стиле. Они не только оседали в царских покоях, но и в большом количестве раздавались друзьям и близким.
Основная часть этих предметов – высокохудожественные произведения и многие из них в дальнейшем неоднократно повторялись, например, статуэтки из коллекции Радищевского музея – «Девочка с цветами» и «Мальчик с цветами». Их появление не кажется случайным: тема детства, семейного гнезда были созвучны интересам императрицы.

Обе фигурки выполнены из бисквита – фарфора, непокрытого глазурью, и, несмотря на небольшие размеры, около 15 см, детально проработаны. Оригиналами для них послужили модели Мейсенской мануфактуры, однако в исполнении Шписа они приобрели большую выразительность и изящность, сохранили столь важную для того времени нотку сентиментальности.

Императрица высоко ценила работу скульптора и тратила немалые суммы на приобретение фарфоровых изделий, отдавая предпочтение статуэткам, изображающих прелестных путти, вакханок, грациозных дам и галантных кавалеров, похожих на тех, что выпускались в Саксонии.

Некоторые фигурки, помимо своей основной функции – украшения интерьеров, имели назидательный характер, в частности, скульптурная группа «Урок азбуки». Она была создана в 1860-е годы и вполне соответствовала вкусам того времени. В этом произведении автор продемонстрировал умение моделировать сложные формы, выстраивать композицию. Внимания заслуживает и тончайшая живописная работа: цвета гармонично сочетаются друг с другом, а блестящая глазурь усиливает визуальный эффект.

Большую популярность и признание получили также фарфоровые бюсты русских правителей, созданные по моделям Шписа и многократно повторенные в различных материалах. В этих работах ему удалось проявить себя в качестве мастера психологического портрета.

На Императорском фарфоровом заводе немецкий скульптор проработал до 1897 года. Однако после смерти императрицы Марии Александровны его популярность стала стремительно угасать. Тем не менее, ему удалось подготовить необходимую основу для последующих достижений мастеров ИФЗ.

Долгое время о роли Шписа в деле развития фарфоровой пластики практически ничего не говорили. То же самое можно сказать о жизни Марии Александровны. В 1880 году императрица, давно удалившаяся от двора, тихо скончалась. Хрупкая, молчаливая она напоминала изящную статуэтку и для многих современников так и осталась «неразгаданной тайной». 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"