Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Умиротворенный Врубель». О картине Александра Савинова «На барке. В старые годы»

24.05.2020 10:00:00
Автор:  Яфарова Ирина Ринатовна

29 июня 1881 года в Саратове родился Александр Иванович Савинов – в будущем известный художник и педагог. Его детство прошло в семейном доме на Троицком взвозе, у самой Волги. Неподалеку располагались сады, которые каждую весну радовали яркими красками распустившейся сирени и белой акации. А летом можно было часами любоваться насыщенной синевой реки, медленно плывущими облаками, окрашенными уходящими лучами солнца в розовый цвет. Постоянная сопричастность природе обусловил характер Савинова, его мечтательность, поэтичность, обостренное чувство прекрасного. Поступление в 1897 году в только что открытое Боголюбовское рисовальное училище при Радищевском музее позволило направить эти качества в нужное русло и помогло раскрыться художественному таланту.

Уже в ранних произведениях – «Старый собор в Саратове» (1901, СГХМ), «Пейзаж с гусями» (1902, СГХМ) намечаются черты, которые в дальнейшем в полной мере проявят себя в лучших полотнах мастера. Это, прежде всего, уникальное чувство цвета, гармония его созвучий.

Талант Савинова не остался не замеченным. В 1904 году на страницах столичной прессы стали появляться заметки о даровитом уроженце Саратова, участнике различных выставок. К тому времени он окончил Боголюбовское рисовальное училище и поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Однако мастер никогда не забывал родной город и возвращался сюда в поисках вдохновения. Не случайно, темой его выпускной конкурсной программы стало купание лошадей на Волге.

В 1906 году он написал картину «Девушка и парус» (собрание семьи художника), в которой нашли свое выражение его творческие устремления, увлечение новаторскими идеям Виктора Борисова-Мусатова. Здесь та же элегичность, напевность линий, гармония цвета, столь характерные для художников «саратовской школы живописи». Вне всякого сомнения, под влиянием мусатовских произведений в работах Савинова 1900—1910-х появляются женские образы – мечтательные и несколько отстраненные. Их неизменный атрибут – красочная шаль, мягко окутывающая плечи, защищающая от невзгод здешнего мира. И если дама с картины «Девушка и парус» безмолвно созерцает бескрайние волжские просторы, то героиня работы «На барке. В старые годы» (1907), словно бы исполняя мечту предшественницы, отправляется в неспешное плавание.

В 1907-м в одном из писем, адресованных матери, Савинов сообщал, что приступает к выполнению дипломной работы. «Задачу я беру исключительно трудную, где форма, цвет и движение полны случайной, мгновенной красоты», – делился своими планами художник. В конечном итоге, картина была высоко оценена критиками. Успешному выполнению всех поставленных задач во многом способствовало удивительное трудолюбие Савинова: за один только 1907 год он написал несколько полотен, впечатляющих своими масштабами и выявляющих интерес мастера к монументальным формам. Среди них – картина «На барке. В старые годы». В 1988-м она поступила в коллекцию Радищевского музея от художника Глеба Савинова – сына автора.

Размеры полотна поистине впечатляют – 134 на 202 сантиметра. Сохранилась фотография, на которой Савинов запечатлен на фоне этой работы, исполненной, вероятно, в Саратове, о чем свидетельствует изображенная волжская барка, плывущая по реке с двумя пассажирами, мужчиной и женщиной. Художник намеренно избегает сюжетной определенности, оставляет возможность поразмышлять над взаимоотношениями персонажей, вообразить их дальнейший путь. Разворачивая лодку на зрителя и перемещая героев на передний план к нижней кромке полотна, автор буквально делает смотрящего соучастником изображенных событий.

Рассуждая о творчестве мастера, Глеб Савинов отмечал: «Стремление к большой, монументальной форме было главным стремлением художника, но в своей работе он не мог пройти мимо всей красоты мира». Картина «На барке» поражает изысканной цветовой гаммой, свободной оригинальной манерой письма, акцентированно-живописным восприятием природы и почти физическим ощущением свободы и покоя. Художник воплощает свое представление о гармоничном идеальном мире, некогда существовавшем, «в старые годы», и о людях, его населяющих. И вновь мы видим прекрасную девушку, погруженную в мечтательные думы, схожий образ находим в работе «Женщина в шали» (ГРМ), созданной в том же 1907 году. Вероятно, это была саратовская знакомая мастера, а быть может, его родственница, волжская муза.

В критических статьях начала XX столетия о картине «На барке. В старые годы» не осталось упоминаний. Но это нисколько не умаляет ее художественных достоинств. Савинову удалось вплотную подойти к той черте, за пределами которой искусство становится вневременным, приобретает иносказательное символическое значение, недаром современники называли его «умиротворенным Врубелем». 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры