Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Фамильные реликвии князей Куракиных из собрания Саратовского Радищевского музея

23.04.2020
Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

Некогда в Саратовской губернии находились великолепные усадьбы знаменитых аристократов. Одному из них – Александру Борисовичу Куракину (1752-1818), прозванному за любовь к драгоценностям «бриллиантовым князем», принадлежала усадьба Надеждино.

Александр Борисович был одним из ярчайших вельмож трех государей – Екатерины II, Павла I и Александра I. Рано потерявший отца, он воспитывался у брата своей бабушки – Никиты Ивановича Панина, который ввел его в окружение великого князя Павла Петровича. С ранних лет Куракин стал одним из самых близких друзей будущего императора.

Императрица Екатерина II была недовольна влиянием князя на наследника. После посвящения Павла в масонство шведским королем Густавом III в петербургском доме Куракина, Александр Борисович был выслан в саратовское имение – село Борисоглебское, находившееся недалеко от Сердобска. Во время своей вынужденной жизни в усадьбе, переименованной им в Надеждино, князь построил «огромный о трех этажах дом, настоящий дворец» и разбил парк. Здесь он широко принимал гостей и давал великолепные праздники, ярко описанные в воспоминаниях современников. Дворец и парк были тщательно устроены со всеми премудростями своего времени: дворцовые покои украшены произведениями искусства, аллеи – павильонами и памятниками. Особое место в резиденции занимал образ венценосного друга: изображения императора Павла I находились во всех комнатах надеждинского дворца.

В 1926 году известные саратовские краеведы братья В.А. и А.А. Леонтьевы были посланы в Сердобск для изучения усадьбы и спасения памятников изобразительного искусства. Уже тогда они застали разрушенный дворец и порубленный парк. В самом дворце найти было что-либо сложно, но в еще действующем тогда храме села Куракино, также выстроенном князем, они обнаружили целый ряд интересных произведений религиозного характера, поступивших из усадьбы.

По фотографии Леонтьевых можно увидеть, как эти предметы хранились в храме: небольшая икона «Господа Вседержителя» в серебряном наборном окладе была монтирована на большую доску, также покрытую серебряным чеканным окладом вместе с серебряным крестом-мощевиком. К иконе был подвешен орден. Каждый из предметов представлял собой уникальный памятник; все они хранятся в собрании Саратовского Радищевского музея.

На иконе изображена голова Спасителя анфас, окруженная золоченым нимбом. Специалисты музея имени Андрея Рублева, ссылаясь на многочисленные аналоги и стилистические особенности произведения, датировали памятник третьей четвертью XVI века и причислили его к московской иконописной школе. Икона, как записали со слов местных жителей братья Леонтьевы, была родовым образом семейства Куракиных.

Серебряный крест покрыт истершимся слоем позолоты. Его лицевую сторону украшают камни: розовый аметист окружен гранеными камешками горного хрусталя. На кресте указан его создатель – «раб Божий Михаил Васильев сын Собакин» и год – 1681. К князю Александру Борисовичу Куракину крест – реликвия бояр Собакиных – попал, скорее всего, от Михаила Григорьевича Собакина (1720-1773), личности выдающейся и весьма известной. Не имея прямых наследников, Михаил Григорьевич в завещании отписал крупную сумму в пользу куракинского Странноприимного дома, учрежденного в Москве у Красных ворот.

Орден святой Анны, подвешенный к семейной иконе, серебряный и украшен граненым горным хрусталем; в целом – очень прост для «бриллиантового» князя, и в то же время – очень дорог ему. Этот орден Александр Борисович получил по завещанию императора Павла I.

Скорее всего, монтировка на одну доску старинной иконы, ордена святой Анны и собакинского креста была не случайна. Зная чувствительность Александра Борисовича Куракина к подобным вещам, можно утверждать, что все вместе представляло собой своеобразный мемориальный «иконостас», который является для нас уникальным свидетельством эпохи. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"