Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Осенний мотив» (1901) из собрания Национального музея «Киевская картинная галерея», Украина. «В парке» (1901-1903) из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Минск

15.12.2020
Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

При поддержке Фонда президентских грантов и
Общества друзей Радищевского музея

Две картины Виктора Борисова-Мусатова «Осенний мотив» и «В парке» хранящиеся в художественных сокровищницах Киева и Минска, связывают не только сюжетная схожесть и время создания, но и единство деталей, настроения. Для героинь произведений позировала младшая сестра художника, Елена Мусатова. Модель облачена в изящное платье с кринолином, запечатленное на многих графических и живописных работах в глубоком синем или темно-лиловом цветах.

Картина «Осенний мотив», получившая точно такое же название как более ранняя (1899) и более известная сегодня работа из собрания Радищевского музея, была написана в 1901 году. Она создавалась в период, который искусствовед Владимир Станюкович, друг и один из первых биографов Борисова-Мусатова, назвал временем «пустыни»: «мы знаем, что у поэтов, учёных, художников бывают периоды «пустыни», затворничества. Из тишины пустыни выносят они скрижали новых законов своего творчества. Таким периодом был для Мусатова 1901 год и первая половина 1902 года». Свое добровольное отшельничество художник описал в стихотворении, впервые опубликованном искусствоведом Николаем Врангелем:

Спокойствие душу объемлет.
И я никуда не иду.
Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы,
Саратовцы, судя по газетам, мятутся.
Мятутся мои бедные односельчане.
А я сижу дома и задаю концерты себе одному.
В них вместо звуков – всё краски.
А инструменты – кружева, и шёлк, и цветы.
Я импровизирую на фоне фантазии,
А романтизм мой всесильный капельмейстер.

В 1901 году в творчестве Мусатова появляется целая галерея поэтичных женских образов. В работах «На диване», «На террасе», «Дама», «Дама в кринолине», «Одиночество», «За вышиванием» возникают и повторяются сходные мотивы и композиционные приемы. В центр художник помещает изящно облаченную даму, погруженную в свой внутренний мир, грезы, отрешенную от действительности. К этой группе принадлежит и живописное полотно «Осенний мотив» из собрания Национального музея «Киевская картинная галерея». Декоративным фоном для героини выступает пространство саратовского флигеля и сада Виктора Борисова-Мусатова, преображенное фантазией живописца в уголок старинной усадьбы. Узнаваемой деталью становится и небольшой белый мраморный стол, впервые появившийся в «Автопортрете с сестрой» (1898). Владимир Станюкович так описывает его появление в «Автопортрете…»: «Хорошо бы иметь белый мраморный стол; он будет так красиво гармонировать с белым платьем… А если по мрамору разбросать розы, накинуть на него какую-нибудь богатую венецианскую ткань, то получатся очень красивые сочетания. Но где же взять мраморный стол? И вдруг решение является совсем легко: оказывается, в доме есть самоварный столик, рыночной работы со специфическим выгибом мраморной доски по форме подсамоварного подноса. Не замечая, что это смешно и совсем не роскошно, Мусатов торжественно ставит самоварный столик рядом с сестрой...». В «Осеннем мотиве» 1901 года фантазия художника трансформирует его в более простой, прямоугольный по форме, неизменной остается лишь мраморная, гладкая, с бликами и резными краями поверхность его столешницы.

Еще одной цитатой, заимствованной из «Автопортрета с сестрой», становятся розы, свободно разложенные на столе, а также изображенные в руке и в волосах героини. Особое же внимание живописец уделяет наряду модели. Его насыщенная цветовая гамма и очертания оказываются ключевыми в решении всего женского образа. С ним рифмуется прическа и цвет волос девушки, а полотно обретает глубину и объем. Роль пышного платья с кринолином как главной детали женского облика на картинах Борисова-Мусатова в этот период становится определяющей. Настоящий старинный кринолин был подарен художнику его саратовским другом, Татьяной Борисовной Семечкиной, начальницей Саратовского Мариинского института благородных девиц, племянницей К.К. Данзаса, лицейского товарища А. С. Пушкина, секунданта на его дуэли с Дантесом.

С помощью этого костюма художник решает декоративные задачи картины и погружает зрителя в особый фантазийный мир прошлого. Нарядное платье по старинной моде лишает, по замыслу Мусатова, героиню телесности, принадлежности настоящему: «Женщина в кринолине менее чувственна, более женственна и более похожа на кусты», – объяснял свой особый художественный прием сам живописец.

Тот же наряд угадывается в работе «В парке» (1901-1903) из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. В картине Борисов-Мусатов помещает фигуру девушки в декорации дворца усадьбы Зубриловка – старинного имения князей Голицыных-Прозоровских. Замершая у подножия лестницы героиня произведения кажется полностью захваченной мечтами или воспоминаниями. Глубокий сине-лиловый цвет ее одежд контрастен по отношению к желтоватому закатному небу и белой балюстраде на заднем фоне. Девушка словно пребывает в мире сновидений, даже глаза ее закрыты. Как и в работе «Осенний мотив» важными декоративными элементами картины являются розы, рассыпанные по лестнице. Цветы становятся символом чистоты и гармоничности женского образа на полотне.

Чуть поодаль от женской фигуры рядом со ступенями лестницы на картине автор поместил статую льва. На ее фоне был сфотографирован в Зубриловке и сам живописец. В более поздних работах, начиная с картины «Призраки», Борисов-Мусатов часто повторяет и обыгрывает этот мотив, помещая персонажей своих работ в парки с садовыми скульптурами. Таковы его произведения «Летняя мелодия», «Сон божества», «Реквием» и др. Образцы монументального искусства играют чрезвычайно важную роль на полотнах живописца. С одной стороны они необходимы для органичной взаимосвязи женских образов с пространственно-предметной средой. С другой – имеют значение символа и вписывают изображаемое в сферу вечности.

Живописная работа «В парке» вдохновила поэта Серебряного века Арсения Альвинга на написание стихотворения, посвященного памяти Виктора Борисова-Мусатова «Ее ушедшая весна». Литератор развил сюжет, лишь намеченный художником и представил обобщенный образ мусатовской героини.

Арсений Альвинг
Её ушедшая весна
Памяти В.Э. Борисова-Мусатова


Старинный дом в старинном парке.
Следы наивной простоты:
Зелёный плющ над сводом арки
И пирамидами кусты.
Пожар заката стал багровым,
Он опускается к реке...
Из дома девушка в лиловом
Выходит с веером в руке.
Одну мечту в душе лелея,
Она пришла в любимый сад; -
Молчит кленовая аллея,
Просветы золотом блестят…


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"