Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира». «На диване» из собрания Чувашского государственного художественного музея, Чебоксары.

02.04.2020
Автор:  Белонович Элеонора Николаевна - заведующий отделом музеефикации
Платонова Елена Станиславовна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

В Чувашском государственном художественном музее хранится произведение Виктора Борисова-Мусатова «На диване», 1901. Пастель, акварель, гуашь. 43, 3х58, 2.

В центре композиции – сидящая на диване молодая женщина. Рядом с ней – деталь, в которой зритель, не смотря на обобщённость письма, может угадать или клубки нитей для рукоделия, или свернувшуюся клубочком кошку – символ домашнего уюта. Целостность композиции, а также колористическое сочетание нежных серебристо-голубых и бежевых тонов придаёт произведению особую лёгкую атмосферу.

Прямой, открытый, взгляд молодой женщины, обращённый на зрителя, её настроение, наполненное спокойной радостью, отличает это произведение от многих камерных работ Борисова-Мусатова, созданных в 1900-1901 годах. Это время небывалой продуктивности художника. Однако на его полотнах чаще всего появляются женские образы, для которых характерны особая погружённость в себя, отрешённость, печаль – своеобразные монологи души, передающие глубину переживаний автора, его гамму чувств и настроений.

В это время ему позировали сестра Елена («Романс», 1900; «За вышиванием», 1901; «Осенний мотив», 1901), Юлия Домбровская («Портрет дамы», 1901), неизвестная натурщица – талантливая модель, хорошо узнаваемая в таких произведениях как «Дама», 1901, «Спящая девушка»,1901, «Последний луч»,1901.

Кто же эта молодая особа, так бережно изображённая художником в графической работе «На диване»?

Известно, что Борисов-Мусатов был страстно увлечён фотографией, а фотоэтюды использовались им для поиска композиционных решений будущих произведений. Прямых аналогов фотоэтюдов с графическим листом «На диване» обнаружить не удалось, однако, на фотографиях угадываются предметы интерьера мастерской художника, где и была написана эта работа. Особый интерес вызывает наряд модели – красивое платье с каскадом оборок, сшитое из светлой материи с васильковым мотивом. Художник любил необычные наряды, они позволяли создавать на его картинах неповторимую атмосферу «просто красивой эпохи». Близкий друг Борисова-Мусатова Владимир Константинович Станюкович в своей монографии о жизни и творчестве художника писал: «Старинные платья достать было очень трудно. Некоторые он шил по рисункам, не придерживаясь определённого времени, а осенью 1902 года пишущему эти строки удалось достать в старых сундуках помещицы Смоленской губернии два старинных платья. Одно из них было летнее, белое, кисейное, со множеством оборок, всё увеличивающихся к низу. На оборках был набит синий рисунок веточек, и они образовывали ряд голубых гирлянд вокруг платья. В нём была написана жена художника у письменного стола».

По тому, как обрисован наряд модели и изображаемый антураж, мы можем атрибутировать описываемое произведение, о котором идёт речь в цитате, с пастелью «Дама у туалета» (1901-1903), находящейся в частной коллекции и опубликованной в книге Аллы Александровны Русаковой «Борисов-Мусатов», 1966. Исследователь справедливо помещает репродукции работ «Дама у туалета» и «На диване» рядом, улавливая очевидное сходство изображенной на них женщины.

«Жена художника у письменного стола», – речь идёт о Елене Владимировне Александровой, супруге В.Э. Борисова-Мусатова, позировавшей для работы «Дама у туалета», а значит, и для произведения «На диване». Таким образом, мы находим ответ на вопрос об особом, доверительном отношении между художником и его моделью, которой стала Е.В. Александрова.

«Мой милый, бесценный друг. Кипучая сила, как вихрь, уносит меня с земли в вышину, в беспредельную даль…». Эти строки из письма Виктора Борисова-Мусатова адресованы Елене Владимировне – другу, музе, жене, которая, как никто другой, понимала и чувствовала душу одного из самых поэтичных и загадочных художников эпохи Серебряного века, творчество которого и по сей день привлекает пристальное внимание истинных ценителей искусства.

Имя Елены Владимировны Александровой (Борисовой-Мусатовой) мало известно, как широкому кругу зрителей, так и специалистам. Она родилась 7 января 1874 года (26 декабря 1873) в Курской губернии в семье дворянина, присяжного поверенного Владимира Александровича Александрова-Сковороды. Род отца шел с Украины и одним из его предков был знаменитый философ и поэт Григорий Сковорода. Поэтому в некоторых биобиблиографических справочниках Елена Владимировна значится как Александрова-Сковорода.

В 1889 году она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через год сюда приехал учиться и Виктор Мусатов. В это время между молодыми людьми завязались дружеские отношения. По окончании училища они планировали продолжить обучение во Франции. Однако между ними произошла размолвка. В Париж Мусатов уехал учиться один, а спустя некоторое время Елена поступила в школу Антона Ашбэ, где обучалась с 1898 по 1902 год. После возвращения Александровой из Европы их пути пересеклись вновь, и больше они уже не расстались.

Художник с большой теплотой относился к своей избраннице. «В моём искусстве акт творчества должен быть скрыт от всех. Даже вы должны уважать его как мою тайну и как тайну моего сердца … Я знаю, что вы цените мой талант и мое искусство. Я знаю, что ваши идеалы красоты совпадают с моими…Для меня нет мнения дороже вашего. Я счастливейший из людей, потому что схожусь в самом дорогом для меня с любимой женщиной…».

Облик Елены Александровой Борисов-Мусатов запечатлел многократно. Она стала моделью для многих его работ, таких как «Портрет Е.В. Александровой», (1902), «Минувшее. Барышня и дама», (1902-1903), «Женщина в голубом платье», (1904), «Сон божества», (1904). Её образ воспроизведен в виньетках «Неизданный этюд» и «Художница» на страницах журнала «Весы» (№ 2. 1905). И, конечно же, её черты прекрасно узнаются в героинях знаменитых картин «Водоём», (1902) и «Реквием», (1902

Обретение гармонии, личного счастья передано художником и в облике любимой женщины в произведении «На диване», которое, вполне возможно, было создано чуть позже традиционно принятой датировки – в 1902 году.

При подготовке публикации использованы фотографии Максима Иванова © Максим ИВАНОВ. Интернет-проект «На-связи. ру». Фоторепортаж: Музей на-связи: средь тихих залов «чебоксарской Третьяковки».

#БорисовМусатов150

#BorisovMusatov150


0
Дуняша
Очень интересная история. Спасибо вам большое!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры