Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Кружка. Германия, Вестервальд. 1880-е. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»

29.10.2019
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Кружка. Германия, Вестервальд. 1880-е. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»

Каменная масса цвета слоновой кости, рельеф, роспись коричневым и синим тоном, оловянная крышка. Bысота 32см.

Происхождение: в 1946 году, приобретена у частного лица, Саратов

На фронтальной стороне тулова изображена сценка в трактире.

На другой стороне, вокруг ручки – надпись „Ein Trunk in Ehren wer wills verwehren“ («Напиток в чести, кто же откажется»)

Значительное место в западноевропейском искусстве XVII-XIX веков занимают жанровые «картинки» – изображения застолий, карточной игры, сценок обольщения и т.д. Их назначение – вовсе не развлекать зрителя, а преподнести ему урок о правилах достойной жизни. Это, по сути, назидания, предупреждающие человека от опасностей, которые подстерегают его на земном пути и мешают достигнуть конечной цели каждого христианина – вечной жизни. Хотя XIX век называют самым безрелигиозным в истории, тема христианской нравственности в искусстве остается очень актуальной, органично соединяясь с темой буржуазной добродетели, важной составляющей которой являются семейные ценности, трудолюбие, умеренность в развлечениях («делу – время, потехе – час»).

Подобные сценки изображались и на предметах декоративно-прикладного искусства. Пивные кружки и кувшины, с одной стороны, были очень подходящим местом для таких назиданий, ведь неумеренность в питие ведет к другим грехам – дракам, разврату, растранжириванию семейных денег и т.д. С другой стороны, они должны были служить рекламой пива. Т.е. задача перед керамистом стояла довольно сложная.

Посмотрим, как она решается на нашей кружке, и какую роль здесь выполняет обстановка и одежда персонажей.

Участники сценки на кувшине – юноша и молодая женщина. Помещение выглядит очень просто: кирпичная стена, дощатый пол, посредине – деревянный стол с массивным керамическим кувшином. Видимо, это трактир.

Отметим, что важной чертой немецкого менталитета в Германи XIX является стремление к общению, и трактиры – это прежде всего места дружеских встреч, бесед за кружкой пива, во время которых обсуждались насущные вопросы общества и государства. Над интерьерами трактиров работали профессиональные архитекторы. В соответствии со вкусами эпохи историзма они проектировались в стиле прошлых эпох. Эскиз «погребка» Ф. Нидерхёфера сделан в духе эпохи Ренессанса. Этому соответствует и обстановка и одежда персонажей, которые ведут себя степенно и благородно.

Совсем другая ситуация изображена на кувшине из Радищевского музея.

Одежда персонажей, как обычно на изделиях эпохи историзма, стилизована под «старину». Но здесь нет соответствия определенному стилю, механически соединены элементы XV и XVI веков. Короткая куртка, узкие обтягивающие штаны – элементы европейского костюма XV века. Форма шляпа заимствована из XVI столетия, подобными перьями их украшали и в XVI и XVII веках. Узкие штаны в нижней части больше похожи на брюки XIX столетия, нос туфли закрыт ножкой стола, мы не может понять его форму, имеется каблучок, появившийся только в конце XVI – начале XVII в.

В целом роскошная, но довольно нелепая одежда мужчины создает образ франта старых времён, вызывая ассоциации с «блудным сыном» на картинах нидерландских жанристов XV – XVII веков.

Костюм женщины сочетает в себе мягкую юбку, фартук, длинный ремень, на котором носили кошелёк, что соответствует одежде европейской горожанки XVI века.

Из общего стиля здесь выбивается только один элемент костюма – широкие, с перехватом у плеча, рукава – элемент одежды знатной дамы предыдущего столетия. Удивительно, что на женщине нет головного убора, волосы просто заплетены в косу. В Средневековье и в раннее Новое время даже юные девушки хотя бы символически «покрывали» волосы, повязывая их лентой или надевая ободок. Особо подчеркнём, мир трактира – это мужской мир, женщине – хранительнице домашнего очага – тут не место. Не женщину ли «лёгкого поведения» показал художник? На это предположение «работает» и непомерно большой размер кружки, и жадность, с которой женщина пьёт.

Сценка очень выразительна, акцентирован воспитательный момент. Этому способствует одежда и поза юноши, подчёркивающие его вульгарность, и замечательно переданное негативное ощущение, которое вызывает у него вид пьющей женщины. Даже тому, кто сам вовсе не образец благочестия, такое поведение женщины кажется неподобающим – он смотрит на неё с изумлением, и даже делает отстраняющий жест обеими руками. Сцена демонстрирует образец недостойного поведения, несоответствия заповедям, принятым нормам жизни, проповеди «от обратного». 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"