Выставка «Оригинал. Копия. Подделка». Готовимся к выставке вместе

09.11.2017
Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Д. Тенирс  Младший, мастерская.  Конец XVII  в.  Сельский праздник

Выставочный сезон 2018 года в Радищевском музее открывает проект «ОРИГИНАЛ. КОПИЯ. ПОДДЕЛКА. К ИССЛЕДОВАНИЮ КОЛЛЕКЦИИ». Можно сказать, эта тема «заказана» нашими посетителями – выставка отвечает на их многочисленные вопросы.

Первая выставка под таким названием состоялась 15 лет назад. Она занимала всего один небольшой зал в корпусе по Первомайской 75, включала около тридцати живописных работ и три скульптуры. Несмотря на такой скромный формат, выставка вызвала огромный общественный резонанс. Мы до сих пор получаем письма и звонки с просьбой прислать ее каталог, дать информацию о некоторых экспонатах и т.д.

В XXI веке тема становится все более и более актуальной. В связи с растущим антикварным рынком проблема оригинальности произведений, вопрос о том, что такое оригинал, копия, подделка вызывает интерес у большого круга музейных посетителей. На актуальность темы мощно «работают» новые способы тиражирования – не только механические печатные, как в прошлом веке, но и практически безграничные электронные. Эта неограниченная возможность современного копирования не только подчеркивает неповторимость, уникальность хранимого музеем оригинала, но и ценность старинной, «рукотворной» копии. Мы столкнулись с тем, что зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в ее традиционном, историческом значении. Очень часто на экскурсиях нас спрашивают: «Это все оригиналы? Это оригиналы или копии? А в музее есть копии?». Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью новейших компьютерных технологий. Тогда как старинная копия, например, сделанная профессиональным художником XVIII века с работы мастера предыдущего столетия, сама является интересным явлением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.

На выставке будут представлены результаты комплексного изучения коллекции европейского искусства. Его важной составляющей являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка достоверности традиционных атрибуций западноевропейской живописи. В результате некоторые картины, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий были обнаружены оригинальные картины старых мастеров. Так, картина Д. Тенирса Младшего «Сельский праздник», подаренная музею в 1885 году Императорской Академией художеств, оказалась подделкой 18 века, при этом двум другим работам с этим же сюжетом было возвращено имя мастерской Тенирса. Однако в постоянной экспозиции посетители их по-прежнему не могут видеть из-за ограниченности экспозиционных площадей – возможность показать наши обширные запасники дают только выставки.

Зрителю несомненно будет интересно познакомиться с материалами, помогающими проникнуть в тайну создания и бытования произведения искусства – фотокопиями рентгенограмм, снимков в ультрафиолетовых лучах, макро - и микрофотосъемки, самому попытаться пройти путем исследователя и эксперта.

В 2008 году был издан каталог собрания зарубежного искусства музея, в котором многие произведения живописи, оригинальной графики, скульптуры были опубликованы с новыми атрибуциями. Однако научно-исследовательская работа – бесконечный процесс, и последнее десятилетие добавило немало новых открытий. На выставке будут представлены и разделы коллекции, которые не вошли в каталог – миниатюра и декоративно-прикладное искусство, в общей сложности – около 150 экспонатов.

В наших следующих публикациях мы расскажем о наиболее интересных экспонатах выставки и методах их исследования. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений