Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

История Петрововодкинских конференций. 2003 г.

01.01.2003
Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

8-10 августа 2008 года на родине художника: в городе Хвалынске Саратовской области, Художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина, филиал Радищевского музея, проводит VI конференцию, посвящённую жизни и творчеству мастера. Тема конференции - К.С.Петров-Водкин: от мизансцены Хвалынска к планетарному масштабу.
Директор Хвалынского музея К.С.Петрова-Водкина В.И.Бородина подготовила к этому событию историю Петрововодкинских конференций. В этом материале Вы можете познакомиться с проведением конференции в 2003 г.

Конференция 2003 года называлась «К.С.Петров-Водкин и ХХI век». Разговор шёл о том, как творчество художника живёт в культурном сознании ХХI века, теме очень обширной, поэтому в докладах рассматривалось не только непосредственно художественное творчество К.С.Петрова-Водкина, но и важные аспекты миросозерцания художника.

И неслучайно эпиграфом конференции явились слова К.С.Петрова-Водкина: «Идущая культура на смену античной есть культура планетарно органическая». В конференции принимали участие искусствоведы, художники, экологи, педагоги, филологи, эстетики, философы, психологи. Это вызвало неоднозначную оценку. Но организаторы исходили из универсальности личности самого Петрова-Водкина, который интересовался и преуспел во многих смежных областях культуры. Он стремился к целостному познанию мира, как в средние века или в эпоху Возрождения, когда не отделяли искусство от науки. Ключевой задачей Петрова-Водкина было обретение целостного мировоззрения, без которого все прочие творческие задачи (живописные, литературные, любые) теряют истинный смысл. Петров-Водкин интересовался не только Землёй – планетой (неслучайно настольной книгой Петрова-Водкина была «Поверхность земной коры»), но космографией (описанием Вселенной), космологией (её структурой), космогонией (её происхождением), за что французское астрономическое общество избрало его своим почётным членом. Может быть, заложенный в его имени Космос (Косма) был тому причиной и раскрывался постепенно в его творчестве. Ведь он сумел задеть нервные окончания по всей палитре жизни и удивительным образом все эти свои увлечения и интересы соединить в своих картинах.

Христианская культура, впитанная К.С.Петровым-Водкиным с детства, находилась в сложном сочетании с его научными представлениями. Об этом на конференции прозвучало в докладе «Религиозно-философские взгляды К.С.Петрова-Водкина» старшего научного сотрудника Курганского художественного музея С.И.Кулаковой. Нерасторжимое слияние духовного и бытового – существеннейшая черта модели мира художника. Именно эта целостность его мировосприятия привлекает «разорванное» сознание ХХI века, эта связанность «всего со всем» может быть востребованной днём сегодняшним. Об этом говорилось в докладах «К.С.Петров-Водкин и холистический взгляд на мир» профессора из Екатеринбурга Г.П.Сикорской. Ею утверждалась необходимость собирания культуры как целого. Будущее за интегральным подходом, в котором внешние и внутренние сферы сознания творца будут рассматриваться во взаимодействии. В какой-то степени с этим докладом перекликалось сообщение «Космизм и ритуализм в живописи К.С.Петрова-Водкина» кандидата философских наук из Саратова А.С.Ососкова.

Старший научный сотрудник Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН из Санкт-Петербурга Е.Н.Монахова рассказала о работе К.С.Петрова-Водкина над портретами горячо любимого художником А.С.Пушкина. Именно в музее Пушкинского Дома хранятся рисунки художника, редко воспроизводимые в альбомах.

Постоянный участник конференций Е.Водонос процитировал мало известные высказывания М.Шагинян, О.Форш, с которыми К.С.Петров-Водкин был связан дружескими или приятельскими узами, позже вошедшими в книгу Водоноса «Выдающиеся мастера «саратовской школы» в зеркале художественной критики 1900-1933».

Доклад кандидата педагогических наук из Екатеринбурга Г.П.Климовой назывался «Системная роль элитарной субкультуры в определении высокого и низкого в тематическом строе произведений К.С.Петрова-Водкина». Увидев Хвалынск впервые в 1993 году она, по её словам, «была инфицирована Хвалынском и искусством Петрова-Водкина навек», поняв, что «нельзя постичь творчество Петрова-Водкина только эмоционально: смотреть одними чувствами – всё равно, что смотреть одним глазом, его надо воспринимать голографически и из хвалынской Вселенной». Надо сказать, что Галина Павловна – участница четырёх петрововодкинских конференций, а 2005 году именно она была инициатором и вдохновителем конференции, посвящённой педагогической деятельности Петрова-Водкина.

Художник из Санкт-Петербурга Г.Губанов – постоянное действующее лицо царственного хвалынского августа, поделился с собравшимися своим пониманием сферической перспективы Петрова-Водкина, разгадку которой нашёл на волжских холмах.

Как и на двух предыдущих конференциях, выступали художники. Опытом интерпретации творчества К.С.Петрова-Водкина ХХI веком поделился художник из Саратова А.Д.Трубецков, цитирующий в своих произведениях образ «красного коня». Как когда-то русские литераторы говаривали «все мы вышли из гоголевской «Шинели», так и саратовские художники с полным основанием могут говорить: «Мы вышли из волжских просторов, и из «Купания красного коня» Петрова-Водкина тоже».

Один из активных и постоянных участников хвалынских пленэров саратовский художник В.А.Мошников с самого начала их зарождения пытался определить место К.С.Петрова-Водкина и его саратовских друзей П.Кузнецова и П.Уткина среди новых течений в искусстве ХХ века. На конференции 2003 года он пытался перекинуть мост между К.С.Петровым-Водкиным и постимпрессионистами.

Конечно, конференция не могла носить только научный характер. Участники путешествовали на переправе, кстати, единственной на Нижней Волге, сохранившейся с советских времён. Запомнилась лунная дорожка на воде, таинственный городок на берегу широкой реки, с огоньками-светлячками в окнах и тёмные силуэты гор, охраняющих его покой и сон. Побывали на кладбище на могиле матери художника, путешествовали по национальному парку «Хвалынский» и, конечно, побывали в доме-музее Петрова-Водкина, где велись уже не научные разговоры, а самые тёплые и сердечные.

Конференция состоялась, хотя шла отнюдь не по накатанным рельсам, свидетельством чему явилась бурная полемика в последний день вечернего заседания. Е.И.Водонос поделился своими впечатлениями об услышанном на конференции, а главное высказал предложения и пожелания для будущих исследователей творчества художника. Многие участники и слушатели, подводя итоги, говорили о том, что по-настоящему оценить то, о чём услышали, возможно только по прошествии времени и действительно, только сейчас начинаешь понимать неслучайность пересечения людей и мыслей тогда - в 2003. О том, что разговор состоялся и затронул важные струны, свидетельствует и тот факт, что гости не торопились уезжать после окончания конференции. Ещё неделю в галерее собирались участники, обсуждали доклады, делились впечатлениями, устраивали встречи с дочерью К.С.Петрова-Водкина Е.К.Дунаевой, просматривали видеозаписи и, конечно, путешествовали по хвалынским окрестностям. Уезжая, гости говорили, что учатся жить с Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним – значит осознать, как осознал он, что «человек – добрая форма, ещё не довершила развития…». 

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"