Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Четыре японские книги из коллекции Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

26.04.2022
Автор:  Чертилина Ольга Владимировна

В Радищевском музее хранятся четыре книги на японском языке, поступившие от С.М. Житкова в 1889 году: один из трёх томов «Книги гербов и узоров», авторами которых считаются Кикуо Танака и Киеси Таказиева, и три сборника «Сто птиц» Коно Байрея.

«Книга гербов и узоров» («Iroha-biki Monchō» «Ироха-Бики Мончо»), альбом ксилографий небольшого горизонтального формата, приписывают Кикуо Танака и Киеси Таказиева. Издан он в Токио в 1800 – 1884 годах и содержит 59 ксилографий на сдвоенных листах тонкой, рисовой бумаги, с текстом и рисунками гербов и узоров на одной стороне. Издание имеет традиционный японский переплёт – «прошивную брошюровку»: бумажная обложка из двух отдельных листов красной бумаги, приклеенных к первому и последнему листу и сшитых вместе со страницами книги нитками; непокрытый корешок; полоска из белой бумаги на верхнем листе обложки с надписью иероглифами. Листать такую книгу, следует справа налево.

Известно, что японский семейный герб «камон» (знак дома) или просто «мон» (знак) появился в XII веке (конец эпохи Хэйан). Его помещали на оружие, доспехи, одежду, личные вещи членов одной семьи. Насчитывают около 240 видов гербов в более чем 5000 вариациях. Часто гербом становились узоры, используемые на одежде, веерах, шкатулках. По преданию, первым использовал герб для одежды сёгун Ёсимицу Асикага (1358 – 1408). Небольшого размера эмблемы наносили на грудь, на спину и рукава, или кимоно сплошь покрывали узорами. «Камон» прочно вошёл в обиход современной Японии, как символ старины, как элемент орнамента в оформлении японских ресторанов, магазинов и предметов национальной утвари, росписей фонарей у входа в семейные заведения, в виде эмблем компаний. Практически каждая японская семья имеет свой «камон».

Ещё один альбом «Сто птиц» Коно Байрея состоит из трёх отдельных сборников.

Коно Байрей (1844 – 1895). Настоящее имя Ясуда Байрей) – знаменитый японский художник, гравёр, каллиграф и книжный иллюстратор, ведущий мастер школы «укиё-э» (картины изменчивого мира), работал в жанре «катё-га» (изображение птиц и цветов) в период Мэйдзи (1868 – 1912). Более двадцати лет он учился живописи, гравюре, каллиграфии, кроме того, изучал китайскую литературу и труды Конфуция. В 1873 году Байрэй участвовал во «Второй Киотоской выставке». Там он познакомился с настоятелем богатого киотоского храма Хигаси Хонгандзи, который стал его покровителем. Совместно они много путешествовал по стране. Байрэй основал собственное училище («Киотоская студия молодых художников») и принял участие в открытии первой в стране «Школы живописи Киотоской префектуры» с изучением живописи, рисования, керамики и ткачества (ныне «Киотоский университет изящных искусств»). У самого Байрэя было около 60 личных учеников. Среди них – известные художники Кикути Хобун, Иэмура Сёэн, Такэути Сэйхо и другие. В 1893 году за особые заслуги в области искусства Байрэй был включён в число официальных придворных художников.

Коно Байрэя создал огромное количество станковых гравюр, несколько иллюстрированных книг и альбомов: «Альбом птиц и цветов» (1883), «Сто птиц» (1881 – 1884) и «Сто цветущих растений» (издан посмертно в 1901 году). «Альбом птиц и цветов» выходил отдельными изданиями или блоками: весна-лето, осень-зима. Кроме того, у него есть изображения животных, насекомых и рыб. После смерти художника ещё долго выпускали сборники его гравюр – неопубликованные ранее или в виде «избранного».

Три части альбома «Сто птиц» были изданы первыми в серии гравюр Байрэя и имели огромный успех. Позднее было допечатано продолжение почти такого же объёма. Альбом выдержал три издания. Каждая часть состояла из 23 цветных ксилографий и сопроводительного текста на сдвоенных листах.

Японские гравюры, вероятно, всегда будут привлекать внимание зрителей своим изяществом и утончённой красотой, мастерством и точностью исполнения. Нежные и неяркие или насыщенные цветом, они радуют глаз, наводят на размышления и успокаивают, помогая остановить мгновение изменчивого мира.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры