Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Книжные сокровища. «Золотая книга памяти Александра III» из книжного собрания Радищевского музея

04.05.2020
Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

  • Книжные сокровища. «Золотая книга памяти Александра III»  из книжного собрания Радищевского музея

Выставка «Александр III и Радищевский музей», открытая в залах музея в феврале 2020 года, посвящена 175-летию со дня рождения российского императора и 135-летию основания Радищевского музея. Она включает в себя большое количество экспонатов, среди которых архивные документы, фотографии, редкие книги, графика, предметы декоративно-прикладного искусства. В основу экспозиции вошло более 50 отечественных и зарубежных изданий XVIII-XIX веков. Это книги по искусству, литературе, истории, археологии, поступившие в Радищевский музей от Александра III в 1887 году[1], а также прекрасно оформленные альбомы и монографии о нем и представителях Дома Романовых.

В одной из книжных витрин почетное место занимает уникальное парижское издание Н. Нотовича «Золотая книга памяти Александра III»[2], выпущенное на французском языке в 1895 году, в годовщину смерти российского императора.

Идейными вдохновителями этого иллюстрированного издания с посвящением вдовствующей императрице Марии Федоровне стали представители французской интеллигенции, пожелавшие «от имени всей Франции с глубокой скорбью выразить дань уважения прославленному российскому императору».[3]

В специально созданный по этому поводу национальный комитет («Французская чрезвычайная комиссия») входило, кроме автора книги, 20 человек, среди них: Поль дё Кассаньяк, Жорж Клемансо, Эмиль Готье, Франсис Шарм, Эмиль Золя и другие французские политические деятели, ученые, журналисты, писатели, поэты и музыканты.

Книга содержит их статьи, сонеты, гимны, ноты, а также богатейший иллюстративный материал – исторические фотографии и рисунки, собранные из французских журналов и газет: «Иллюстрация» («L’Illustration»), «Иллюстрированный мир» («Le Monde illustré»), «Ле Пти Паризьен» («Le Petit Parisien») и других. В развернутых и постраничных иллюстрациях, сюжетных заставках и концовках отражены основные этапы жизненного пути императора Александра III: от коронования в Московском Кремле до его погребения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

В издание вошло более 40 иллюстраций, в которых воспроизведены произведения Л. Кутюрье, Дж. Амато, М. Мореля и многих других художников и фотографов. Основной тон, тему книги задают фронтиспис с портретом Александра III (фотограф Боже) и его автографом, а также оригинально выполненная иллюстрированная обложка. Она представляет собой сложенный втрое бумажный лист, на котором помещены два рисунка.

На одном из них воспроизведена обложка субботнего выпуска «L’Illustration» (от 10 ноября 1894 года) с рисунка Дж. Амато, запечатлевшего церемонию прощания российского народа со своим императором. На фоне Аничкова дворца собрались люди разных сословий, на переднем плане – русский мужик, крестящийся перед спущенным траурным знаменем и щитом: «LIVADIA/Александръ III». Эту иллюстрацию издатели продублировали в книге, поместив ее рядом с биографическим очерком.

На другом рисунке в золотом обрамлении изображены портреты российского императора Александра III и французского президента Сади Карно, чуть ниже – гербовые щиты, также установленные на носу корабля, причалившего к пристани. Закрепленная на причале лента с надписями: «Cronstadt» (Кронштадт) и «Toulon» (Тулон) напоминает о событиях 1891 и 1893 годов, когда состоялись встречи представителей двух Держав, заключивших франко-русский союз.

Этим же событиям посвящено несколько иллюстраций, размещенных в книге. Одна из них, «Прибытие русской эскадры в Тулон», исполненная по рисунку Леона Кутюрье, воспроизведена и в книге М. Вашона «Русские моряки во Франции»[4], которая также представлена в экспозиции выставки.

Известно, что запечатлеть событие 13 октября 1893 года – прибытие российской эскадры под командованием контр-адмирала Ф.К. Авелана в Тулон – было поручено императором художнику А.П. Боголюбову и его ученикам Н.Н. Гриценко и М.С. Ткаченко.

Об этом говорится в биографическом очерке Николая Нотовича[5], автора-составителя книги. Рассказывая о жизни и деятельности российского императора, о его вкладе в русско-французские отношения, он подчеркивал, насколько большое значение Александр III придавал фиксации многих событий, свидетельствующих о дружбе между Россией и Францией.

В частности, о его желании увековечить встречу российских моряков в Тулоне Нотович пишет: «…эта ответственная миссия была поручена знаменитому русскому морскому художнику, господину Боголюбову, великому художнику, от прекрасных произведений которого становится тепло и радостно; и двум талантливым его ученикам: Каченко[6] и Гриценко, чей талант был отмечен Александром III»[7].

Как далее пишет автор статьи, их живописные полотна император великодушно решил презентовать Парижу, Тулону и Марселю – городам, выступившим посланниками франко-русских соглашений, в благодарность за гостеприимство, вызвавшее восторг и теплые воспоминания всех участников. Но преждевременная смерть помешала ему осуществить задуманное. Наследник престола Николай II – достойный продолжатель всех благодеяний своего отца, дал благочестивое обещание исполнить его намерения: отправить картины, исполненные российскими художниками, по назначению.

Как известно, спустя два года после памятной торжественной встречи российского и французского флота, по указу императора Николая II картина А.П. Боголюбова была подарена Парижу, произведение М.С. Ткаченко отправлено в Тулон, а работа Н.Н. Гриценко – в Марсель[8].

В 1895 году Николай Нотович подарил этим трем замечательным художникам-маринистам по экземпляру «Золотой книги памяти Александра III». Об этом свидетельствует сохранившееся на музейном экземпляре рукописное письмо, адресованное им А.П. Боголюбову: «Дорогой Мэтр! Позвольте мне просить Вас принять на Добрую память от Вашего почитателя один экземпляр Золотой книги в память императора Александра III, которого Вы так любили. Одновременно прошу Вас принять на себя передачу двух экземпляров этой же книги Вашим уважаемым собратьям, Ткаченко и Гриценко, о которых я упоминаю в «Livre d’or». Пользуюсь случаем просить принять уверения в моем искреннем почтении и преданности. Ваш Н. Нотович PS В Золотой книге я говорю о Вашей картине Toulon,[9] заказанной покойным императором. 4 ноября 95».

Экземпляр, предназначенный для Боголюбова, содержит также дарственную надпись на французском языке: «À son Excellence Alexis Bogoluboff peintre de Sa Majesté l’Impereur. Hommage très respectueux Nicolas Notovitch»Его Превосходительству Алексею Боголюбову, художнику Его Высочества императора. С огромным уважением Николай Нотович»).

В Радищевский музей «Золотая книга памяти Александра III» во владельческом составном с золотым тиснением переплете поступила в 1897 году по завещанию А.П. Боголюбова, оставившего на книге, в свою очередь, дарственную надпись: «В Саратовский Радищевский музей. Основатель А. Боголюбов. Париж. 1895. Ноября 3».



[1] По «Высочайшему соизволению» Александра III из Императорского Эрмитажа поступило 53 тома (в 37 названиях).

[2] Notovitch N. «Livre d’or à la mémoire d'Alexandre III» [Paris]: En vente au siège du Comité patriotique du Livre d'Or. Librairie Nilsson, J. Hazard, J. Strauss, [1895]. – 202 p., il.

[3] Перевод из предисловия кн. «Livre d’or…».

[4] Vachon M. «Les marins Russes en France». Paris. Ancienne Maison Quantin [1894], 204 p., il.

[5] Нотович Николай (Шулим) (1858- после 1916) – российский писатель, журналист, автор нескольких историко-политических этюдов и книг (на русском и французском языках), в т.ч. и об Александре III. Его книга «Александр III и его окружение» (Notovitch N. «L’Empereur Alexandre III et son entourage». Paris: Paul Ollendorff, Éditeur, 1893. 284 p.) также представлена в экспозиции выставки.

[6] Фамилия Ткаченко во французской орфографии написана с ошибкой: Katchenko. Правильно: Tkatchenko

[7] «Livre d’or à la mémoire d'Alexandre III» . P.16.

[8] Повторение картины А. Боголюбова, с тем же названием, хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, как и эскиз к живописной работе Н. Гриценко, ныне находящейся в марсельском Музее изящных искусств. Местонахождение картины М. Ткаченко "Российская эскадра в Тулоне в 1893 году", подаренной императором Николаем II г. Тулону, в настоящее время неизвестно, после Второй мировой войны в музейных каталогах она не значится. // Эл.ресурс: https://ava-dn.livejournal.com/9240.html (дата обращения 14.04.20).

[9] Тулон


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"