От Саратова до Бухары. Часть вторая. Самарканд

23.08.2016
Автор:  Тараканова Наталья Сергеевна

  • От Саратова до Бухары. Часть вторая. Самарканд

Весной 2016 года Первый заместитель администрации президента РФ — Вячеслав Володин, пожертвовал личные средства на поддержку девяти музеев и пяти детских школ искусств Саратовской области. В их числе оказался отдел музеефикации Радищевского музея — Дом Павла Кузнецова, сотрудники которого, наконец, смогли начать осуществление давно задуманного проекта — «От Саратова до Бухары» — путешествие по местам творчества художника Павла Варфоломеевича Кузнецова для научных исследований. В июля 2016 года в результате десятидневной экспедиции по Средней Азии были собраны многочисленные фото и видео-материалы о городах, посещаемых Кузнецовым, записаны интервью с мастерами и художниками, музейными сотрудниками. Найдены места, изображенные художником в сборнике литографий «Горная Бухара». В поездке был снят видеоматериал для будущего документального фильма и изучены аутентичные юрты. Итогом проекта станет приобретение юрты, установки ее в саду мемориального дома художника и дальнейшее проведение в ней многочисленных атмосферных лекций, мастер-классов, мероприятий и творческих мастерских, видеопоказов о жизни и творчестве Павла Кузнецова.

***

Дорога, соединяющая Бухару и Самарканд — 261 километр с запада на восток. Расстояние, которое наша группа, сопровождаемая водителем и, как оказалась впоследствии знающим гидом, и просто замечательным человеком — Отабеком, преодолела за четыре с лишним часа. За окном как театральные задники - величественные сизые горы, отроги Памира, чуть ближе выжженные предгорные степи, зеленые сады и поля у обочин. Земли в Узбекистане мало, обрабатывается каждый кусочек, и населенные пункты практически не прерываются. Хлопок и картофель трудолюбивые жители кишлаков возделывают вручную, спокойные, замотанные в одежды с ног до головы от настойчивого солнца. Ухоженность и чистота. Тихая радость …

В Самарканд мы въехали вечером, и город, который в первые минуты напомнил Бухару и южные города вообще, резко развернулся на глазах необычной панорамой, масштабом, архитектурным величием и столичностью. И если про Бухару, с ее разливающимся зноем, отраженным в неподвижных водоемах, можно сказать — «кузнецовская», то многолюдный, туристический Самарканд, хранящий голубое небо в бирюзе многочисленных куполов, несомненно — «петрово-водкинский». И как замечательно Кузьма Сергеевич описал город в своей «Самаркандии», а прежде, в письмах к жене Марии Федоровне:

«Внизу под аркадами древнего рынка раскладывались тюбитейки. Стучали кузнецы. Кричали о лепешках разносчики.

От Биби-Ханым надвигался караван верблюдов. Гордые морды, лебединые шеи и мудрые, мудрые глаза.

Вот последняя раса, недаром защитились они умершей почвой — цветом пустыни.

Ослы шныряли толпой».

Местом размещения нашей группы как раз стал гостевой дом «Биби-Ханум», расположенный под сводами мавзолея Тамерлана — Биби-Ханум, архитектурного памятника 1399 — 1404 годов, заложенного правителем для своей матери, жены и других женщин из рода Тимуридов. И как сотню лет назад по другую сторону от мавзолея шумит базар, навязывая тюбетейки и соблазняя запахом свежих лепешек, манкостью халвы, жженого сахара и свежих фруктов. Ослики покорно развозят деревянные повозки с товарами и пластиковыми бутылками, которые собирают маленькие цыгане. А вот верблюдов в Самарканде нет… От базарной площади ходят компактные открытые экскурсионные автобусы по пешеходной улице — Ташкентской - к главной городской площади — Регистан, являющейся одной из самых известных парадных площадей, благодаря расположенному на ней архитектурному ансамблю XV-XVII веков, состоящему из медресе Улугбека, медресе Шердора и медресе Тилль-Кари - ярких примеров персидской архитектуры.

Петров-Водкин: «Площадь Регистан меня мало тянула, очень знакомы показались мне Улугбек и Шир-Дор. Особенно покачнувшиеся минареты, на привязях имитируя неустойчивость Пизанской башни, внушали мне скорее сожаление, чем удовольствие. Но когда эта официальная архитектура в один из праздников наполнилась тысячами правоверных — цветные ткани и ритмичные волны молящихся сделали площадь неузнаваемой: заговорила геометрическая майолика отвесов стен, углубились ниши и своды — на массовые действа рассчитанная, площадь себя оправдала».

Сегодняшний Регистан ритмичен и ярок ежедневно, из-за толп многочисленных туристов и праздных горожан в неизменных (особенно касается женщин) национальных платьях. А вот раскрывается площадь — ночью. Многочисленные подсветки и прожектора, отсекая все ненужное (в том числе разрушающуюся мозаику неустойчивых минаретов), представляют нашему взгляду величие архитектуры, красоту и чистоту форм, необыкновенные цвета и загадочные темные своды медресе. Необыкновенно красив и ночью, и днем мавзолей Гур-Эмир — гробница Тимура (Тамерлана) и наследников его семьи. Памятник, возведенный в 1404 году и ставший прообразом для многих шедевров мировой архитектуры, включая мавзолей Хумаюна в Дели и мавзолей Тадж-Махал в Агре, сегодня — туристическая точка. Работники комплекса бойко общаются с гостями, по - восточному ловко навязывают экскурсии, заводят в лавку с тематическими сувенирами. Что, к сожалению, снижает пафос пребывания на месте захоронения «великого эмира», легендарного полководца и завоевателя. По одной из легенд, именно Тамерланом, из города Сузы в Самарканд, были привезены останки, а именно рука, библейского пророка Даниила, обладающего божественным даром понимать и толковать сны. Нашей группе удалось побывать в этом необыкновенном месте захоронения останков пророка, над которым был возведен мавзолей. Центр паломничества мусульман и христиан со всего мира расположен на северной стороне холма Афрасиаб, заросшего необычайными хвойными и лиственными деревьями. К нему ведет невысокая лестница, рядом святой источник, ухоженный сквер, с пешеходными дорожками, фонарями, беседками и лавочками мастеров.

Самарканд зелен и уютен, неширокие улицы — тенисты, много скверов, парков, клумб и фонтанов. В центре сохранились фонтанчики для питья, подкупающие ностальгией по советскому детству, сохранился и спокойный немного беззаботный (на беглый взгляд неискушенного туриста) строй жизни.

Из мест, которые непременно показывают всем гостям города, мы посетили фабрику шелковых ковров «Худжум» и небольшой заводик по изготовлению шелковой бумаги. И в первом и во втором случае мы прошли весь «шелковый путь» — посмотрели процесс производства от стадии заготовки до конечного результата. Шелковые ковры многочисленные работницы производства ткут вручную на огромных станках завешанных цветными нитями. А приветливые менеджеры с удовольствием рассказывают секреты отличия настоящих, вручную сотканных изделий, от фабричных работ и подделок. Бумажная фабрика это комплекс уютных деревянных построек в тенистом сквере, где делают уникальную по своему виду и прочности бумагу: обдирают шелковицу, толкут волокна в специальных ступках, спрессовывают в необходимой по размеру форме, кладут под пресс, сушат и в конце полируют. Как утверждают мастера — такая бумага может храниться веками...

…Как стоит в веках грандиозный архитектурный комплекс «Шахи Зинда». Формировавшийся и меняющийся ансамбль, состоящий из более двадцати сооружений, включающий одиннадцать мавзолеев, декодированных изумительной мозаикой и старинных надгробий. Гиды говорят, что в этом археолого-архитектурном памятнике отразилась почти 25-вековая история города.

К.С. Петров Водкин: «Этот переплет ультрамарина, сапфира, кобальта огнит почву, скалы, делая ничтожной зеленицу растительности, вконец осеребряя ее, — получается географический колорит страны в этих двух антиподах неба и почвы. Это и дает в Самаркандии ощущение зноя, жары, огня под чашей неба.

Человеку жутко между этими цветовыми полюсами, и восточное творчество разрешило аккорд, создав только здесь существующий колорит бирюзы.

Он дополнительный с точностью к огню почвы, и он же отводит основную синюю, давая ей выход к смешанности зеленых. Аральское море подсказало художникам эту бирюзу.

Первое мое восклицание друзьям моим о куполе Шахи Зинды было:

Да все это вода! Это заклинание бирюзой огненности пустыни!

В угадании этого цвета в мозаике и майолике и есть колористический гений Востока».


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений