Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Старинные розы…» К 140-летию со дня рождения Петра Уткина. Часть 2 Цикл «Искусствовед рассказывает»

12.02.2018
Автор:  Шкута Елена Анатольевна

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!

Строки Константина Бальмонта прекрасно передают отношение мастеров символистского направления к своему искусству: чтобы понять его, необязательно обладать особыми знаниями, нужно уметь мечтать, фантазировать и тонко чувствовать красоту природы. Участники выставки «Голубая роза», которая была открыта весной 1907 года в Москве, оформили экспозицию так, чтобы создать у зрителей ощущение иного времени и пространства, где оживают образы сновидений, а граница между реальностью и грезой эфемерна. Ковры на полу, приглушающие звук шагов, пьянящий аромат цветов и тихая музыка побуждали посетителей на мгновение забыть о суете внешнего мира.

В отличие от прошедшей тремя годами ранее в Саратове «Алой розы», где лишь небольшая часть полотен могла быть отнесена к символизму, московская выставка продемонстрировала идейное единство молодых авторов и их желание противопоставить реалистическому восприятию действительности новый художественный язык. Дмитрий Мережковский в статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» сравнивал символистское произведение с алебастровой амфорой, сквозь тонкие стенки которой просвечивает зажженный внутри огонек. Живописные фантазии «голуборозовцев» мерцали таинственной синевой, завораживали ускользающими силуэтами и казались отражением иного, нездешнего, мира.

Для Петра Уткина 1907 год стал рубежным. Активная творческая деятельность, с одной стороны, и проблемы со здоровьем – с другой, мешали ему сосредоточиться на учебе: в результате его отчислили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества без аттестации. Однако художник уже определил свой путь в искусстве, был полон сил и идей, чтобы заняться самостоятельной работой. На выставке «Голубая роза» он показал 17 картин и рисунков – больше чем любой другой участник. Это были зрелые символистские произведения, в которых мастер, за годы саратовской жизни полюбивший сонное очарование волжских берегов, обобщал свои впечатления (а точнее, восторги), рожденные созерцанием природы.

Полотно «Торжество в небе» из собрания Русского музея вызывает в памяти множество литературных ассоциаций, и не только с поэзией Серебряного века: «открылась бездна звезд полна» (М.В. Ломоносов), «небесный свод, горящий славой звездной, таинственно глядит из глубины» (Ф.И. Тютчев), «над одиноким веют весны и торжествуют небеса» (А.А. Блок). Избегая конкретности в трактовке мотива, Уткин создает декоративное панно с арочной композицией: наблюдая за переплетением ветвей гибкого растения и серебряным сиянием звезд, мы не сразу замечаем внизу полоску земли и хрупкий треножник, над которым вьется тонкая струйка дыма. Этот скромный алтарь воплощает смирение человека перед природой, вечное стремление прикоснуться к ее тайнам и одновременно восторг от осознания их непостижимости.

Мотив повторяется в росписи фаянсового блюда, которое Радищевский музей приобрел в 1993 году. Оно изготовлено в 1909 году на фабрике Петра Ваулина, мастера, долгое время возглавлявшего керамические мастерские в имении Саввы Мамонтова «Абрамцево», а в 1906 году открывшего собственное производство на окраине Санкт-Петербурга в поселке Кикерино. Работая над блюдом, Уткин видоизменил композицию «Торжества в небе»: он поместил в центр комнатный цветок в горшочке и «согрел» изображение апельсиновым цветом восходящего солнца. Вот что пишет об этом произведении автор монографии о Петре Уткине Мария Валяева: «Возвышенность и умозрительность образа была наглядно противопоставлена теплоте и интимности обыденной жизни. Это никак не означало снижения символистского пафоса или отказа от образной глубины и наполненности. Просто иногда художнику хотелось спуститься с котурн на землю и напомнить самому себе натурные истоки своего творчества».

Еще два произведения из собрания Радищевского музея непосредственно связаны со знаменитой московской выставкой. Это пейзаж «Весна», поступивший в музей еще при жизни автора, в 1922 году, и декоративная зарисовка из папки рисунков, приобретенной у дочери художника Александры Ивановской в 1969 году.

Акварель «Весна» 1906 года, предположительно, экспонировалась на «Голубой розе». Она напоминает произведения искусства, которое сейчас принято называть наивным: например, творчество детей или художников-самоучек. Как правило, «наивные» авторы предельно конкретны в своих работах, они изображают окружающий мир во внешних его проявлениях. Уткин, напротив, стремится выявить внутреннюю связь между человеком и природой. Упростив колорит и форму, он смог сосредоточиться на одной из главных своих творческих установок – запечатлеть состояние природы, созвучное душе человека. Молодое деревце в его акварели олицетворяет новую жизнь – нежную, как апрельское тепло. Это и образ нового художественного направления – символизма. Его представители в своем стремлении усилить эмоциональное воздействие искусства на зрителя создали отечественный вариант европейского модерна, в котором изображение зачастую имитирует растительные формы. Неслучайно первые выставки русских символистов – саратовская и московская – названы в честь прекрасного цветка.

Один из разделов пятого номера журнала «Золотое руно» за 1907 год был посвящен «Голубой розе». Его предваряла выполненная Петром Уткиным иллюстрация в стиле модерн, эскиз которой хранится в Радищевском музее в составе папки рисунков художника. Автор изобразил волшебный сад, где растут диковинные растения с огромными листьями и деревья с круглой пышной кроной, а над ними вьются цепочки маленьких листиков. В окончательном варианте они «превратятся» в декоративное обрамление для надписи с названием выставки. Прекрасные обитатели сада – пара павлинов – дополняют образ зачарованного места, каким представляли свою выставку мастера-символисты.

Радищевский музей – обладатель большой коллекции работ Петра Саввича Уткина. Творческая индивидуальность художника формировалась в Саратове, где тихими летними ночами он любил порыбачить на Волге, где родился его лучший друг Павел Кузнецов, где жил его кумир Виктор Борисов-Мусатов. Здесь же состоялись первые опыты молодого Уткина в монументальной живописи – «генеральная репетиция» перед масштабной работой по оформлению имения Новый Кучук-Кой в Крыму. Более 10 лет жизни, с 1918 по 1931 год, мастер отдал преподавательской деятельности в Саратовском художественном училище, уделяя большое внимание знакомству студентов с местной живописной традицией. Благодаря творчеству Петра Уткина и его земляков, участников легендарной «Голубой розы» Павла Кузнецова и Александра Матвеева Саратов занимает важное место в истории искусства как один из центров русского символизма.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"