Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Рождество в живописи. «Рождество Спасителя». Цикл «Искусствовед рассказывает»

07.12.2016
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Представляем выставку
«Русское религиозное искусство
XVIII – начала XX века»

Алексею Петровичу Боголюбову, основателю Радищевского музея в Саратове, удалось приобрести в свою коллекцию несколько произведений старого немецкого искусства. Деревянные резные скульптуры и картину «Рождество Спасителя». Все они были созданы на границе средневековья и Возрождения. Когда А.П. Боголюбов собирал свою коллекцию, во второй половине XIX века, на европейском художественном рынке держался высокий спрос на произведения старого искусства. Створчатые алтари разбирались на отдельные части, резная скульптура - на фрагменты, и каждый предлагался как самостоятельное произведение. Судя по форме, сужающейся к верху, наша картина была когда-то навершием алтаря.

Картина изображает волхвов, поклоняющихся младенцу Христу. Рассказ об этих событиях мы находим в Евангелии от Матфея, где читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Волхвы по- гречески – мудрецы. Они были первыми язычниками, поклонившимися младенцу Иисусу, как Мессии. Принесли золото, знак будущего царства Христа на земле, ладан – признание божественности Христа, мирра, употреблявшаяся при бальзамировании, - пророчество крестных мук. Число три соответствовало древним представлениям о делении известного тогда мира на Европу, Азию и Африку. Позднее в католическом мире их стали называть святыми королями, они получили имена. Каспар олицетворял Европу. Балтазар — Африку. Ему придана негритянская внешность. Представитель Азии, Мельхиор, изображался самым молодым. Для католической церкви в «Поклонении волхвов» была важна идея превосходства церковной власти над светской. Видимо, поэтому изображение Рождества в католическом мире чаще всего изображает сцену поклонения волхвов.

Художник немецкого Возрождения писал свою картину не темперой, как иконописцы, а масляными красками, которые с большей гибкостью воспроизводят реальные предметы, фигуры, пейзаж. При этом в завершающей стадии работы он применил золото, материал иконописца. Золотом обозначена Вифлеемская звезда, нимбы, короны. Таким образом, художник создаёт ощущение мистического, божественного света, на первом плане картины. Он отличается от реального света утра, разливающегося вдали.

Фигуры волхвов образуют вокруг Марии подобие драгоценной короны. Здесь царит радостное оживление. Дары преподносятся не поочерёдно, как на торжественной церемонии, а одновременно. Движения порывисты, скоры, как у людей, поражённых чудом. Состояние радостной взволнованности особенно подчёркнуто немотой тяжёлых тёмных руин, виднеющихся позади. Это символ старого мира, пребывающего во мраке грехопадения. В просветах полуразрушенных арок высятся головы верблюдов на длинных и тонких шеях. Немецкому живописцу, видимо, не приходилось видеть этих животных, и они приобрели у него несколько фантастический вид. Страны света олицетворяются на картине не только фигурами королей, но и животных, традиционно связанных с определёнными континентами: обезьяна, верблюд, собаки. Художник, как истинно немецкий мастер, уделил внимание каждой детали. К Деве Марии, широко ступая, идёт вооружённый ландскнехт в одежде, современной художнику, за ним - ребёнок за руку с обезьянкой. Передними лапами, опершись на дерево, стоит чёрный кот с золотой цепочкой на шее.

Действие развивается слева направо: от тесноты и темноты левой части, где сгрудились люди и животные, к обширному и залитому рассветной зарёй пейзажу. От ветхозаветного прошлого, которое символизируется руинами Давидова дворца, к будущему, знаком которого является взошедшая над Младенцем Вифлеемская звезда. Прекрасен образ Девы Марии. Она слегка отклонила голову, словно пропуская к Младенцу луч звезды. Её фигура заметно отделена от окружающих. Художник в изображении Богоматери делает линии более плавными, стремящимися к кругообразной, идеальной завершённости. И особенно важно в этом образе совершенно человеческое существо самого младенца. Немецкий художник не склонен к идеализации даже в изображении божественного младенца. Он не красивее любого из детей человеческих. Ему уготована земная жизнь. Выполнить свою задачу искупления греха Адама он может только сам став человеком.

Картина написана очень тёмными красками. Такую живопись называют «гризайлью». Она встречается в работах немецких художников начала XVI века. Основными красками являлись белый, серый и чёрный. Изображение довольно трудно рассмотреть. Живопись рассчитана на близкое восприятие, она почти миниатюрна. У зрителей часто возникает вопрос, почему художнику понадобились такие тёмные краски? Ответ напрашивается только один. Изображено Рождество и, может быть, как раз из стремления к правдоподобию выбран этот сумеречный колорит. Ведь событие совершалось в глубокой ночи, «до звезды».

Картина написана на еловой доске, это подтверждает её немецкое происхождение. А.П. Боголюбов относил картину к эпохе Альбрехта Дюрера, то есть немецкому Возрождению. И у него были к этому основания. Изображение на картине явно свидетельствует об интересе автора к законам передачи перспективы и объёма, которые успешно разрабатывались итальянскими художниками эпохи Возрождения. Особенно близок к итальянским образцам образ Девы Марии, светлый, лёгкий, одухотворённый.

Художник вложил в своё произведение вечный общечеловеческий смысл: никогда не покидающую нас надежду на обновление и улучшение мира. 


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры