Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Образ Богоматери «Тихвинской» в Радищевском музее. Цикл «Искусствовед рассказывает»

02.09.2016
Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Образ Богоматери «Тихвинской» в Радищевском музее. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Икону Богоматери, именуемую «Тихвинской» можно видеть в постоянной экспозиции Радищевского музея. Это один из наиболее древних и совершенных образов в нашей коллекции иконописи. Он исполнен в XVI веке. Скорее всего, икона древнее города Саратова, возникшего в самом конце XVI столетия. Она является списком «в меру и подобие» со знаменитой чудотворной иконы, явившейся в Новгородских землях в 1383 году и обретающейся ныне в Тихвинском монастыре.

Первообраз Тихвинской Одигитрии (Путеводительницы) связывается с творениями апостола Луки, создававшимися в Иерусалиме во время земной жизни Богоматери. Икона находилась в Константинполе в специально построенном Влахернском храме, откуда она неожиданно исчезла в 1383 году и явилась русским рыбакам над водами Ладожского озера. Она появлялась в разных местах и остановилась близ города Тихвина. В 1526 году на поклонение этому образу приезжал великий князь Василий III. За несколько дней до своего венчания на царство, в 1547 году прибыл к иконе Иван Грозный. По его повелению там возник монастырь, где образ находится в настоящее время.

Об особом почитании «Тихвинской Одигитрии» говорят многочисленные списки с неё. Их несколько даже в собрании Радищевского музея. Правда, они в основном поздние и не храмовые, а келейные, домашние. Однако, по православной традиции, все списки наделяются свойствами оригинала, в данном случае, силой чудотворения.

Икона, к которой мы хотим привлечь внимание - особая по своему происхождению и художественным качествам. Не исключено, что она писалась с оригинала. Сравнить их трудно, потому что явленный образ в настоящее время максимально укрыт окладом. Мы видим лики, руки, угадываем пропорции. Размеры икон отличаются незначительно: явленная икона - 80х62 ; наш список чуть больше - 88х68см.

Когда и кем образ был принесён на Саратовскую землю неизвестно. По характеру письма нашу икону относят к московской школе. Обычно в инвентарной книге музея при записи указывается происхождение предмета. Икона записана в 1953 году, об источнике поступления запись умалчивает. По мнению хранителей, икона могла находиться в музее достаточно долго, прежде, чем была записана в инвентарь. Скорее всего, она относится к числу святынь, поступавших из разорённых храмов и монастырей Саратова в 1920-1930-е годы. На иконе - серебряный оклад, украшенный растительным узором. По словам реставратора, В.В. Лопатина, на нём не обнаружено клейма, которое обязательно ставилось со второй половины XVII века. На этом основании сделан вывод, что оклад относится, по крайней мере, к I половине XVII века. Во время реставрации иконы, которая проводилась в 1980-е годы под руководством московских специалистов, древний оклад не снимался. Серебряная тонкая пластина гвоздиками прибита к доске. Всякие операции с ней опасны для состояния иконы.

Видимо, к образу часто прикладывались молящиеся и со временем потребовалось надёжнее укрыть живопись. Для иконы сделали ризу. Она тоже хранится в музее. Бархатная основа её расшита речным жемчугом, украшена цветными стёклами. Можно предположить, что риза исполнена руками монахинь, скорее всего, в XVIII - XIX веках.

Мастер, исполнявший икону, мудро использовал средства, которые были в его распоряжении. На палитре - в основном охры, тёмно-коричневая и светло-коричневая, наиболее дешёвая и доступная краска, широко применяемая русскими иконописцами. Собственно, это - распространённые в природе глины, окрашенные окислами железа. По канону, тёмно-вишнёвый, а здесь - тёмно-коричневый плащ Богородицы создаёт ощущение земной теплоты, согревающей Младенца. Светлая охра, усиленная творёным золотом, сохранившимся местами на хитоне Младенца, образ Божественного света. Мастер достиг ощущения полноты самыми скромными средствами. Обычно зелёно-синим цветом, символизирующим жизнь, обозначают хитон Богородицы. Видимо, в распоряжении мастера было очень мало этой редкой и дорогой краски. Он экономно проложил её только над ликом Богородицы, обозначив узкий край повоя, головного платка. Этот цветовой акцент по контрасту с тёплыми красками одежд, тонко выделяет прекрасный лик, источающий бесконечную любовь и печаль.

К Младенцу, как источнику Света направлена Её рука. В ответ Младенец благословляет Мать и всех предстоящих Ей. В XVI веке в период государственного строительства Руси образ Одигитрии (Путеводительницы), оказался самым актуальным. Он объединял людей, утверждая веру, как путь спасения. Образ Одигитрии считался наиболее торжественным: таковы «Смоленская», «Иверская», «Казанская»... «Тихвинская» считается смягчённым вариантом этого типа, близким к типу Умиления: Богородица и Младенец обращены друг к другу, подчёркнута близость Матери и Сына. Отличительной чертой иконографии Тихвинской Одигитрии является своеобразное положение скрещённых ножек Младенца, при котором одна, правая, подвёрнута так, что видна её обнажённая стопа с пяточкой. Каково же значение этой малой детали, являющейся отличительной особенностью иконографического извода? В ней - трогательность, человеческая, младенческая беззащитность. В то же время, жест Христа, весь Его облик выражают всевластие. Оба начала соединены в «Тихвинской». Молятся Ей об исцелении детей, особенно младенцев.

Однажды в музей пришли школьники с одной из саратовских окраин. По словам преподавателя воскресной школы, дети из неблагополучных семей не все бывали даже в центре города. Когда мы шли по залам, всё время слышался стук башмаков, слишком больших для ног одного мальчишки. Остановились перед «Тихвинской», преподаватель попросила разрешения потихоньку спеть молитву: «Богородице, Дево, радуйся!»... Показалось, что по лику Её прошло движение света, как будто Она услышала детей.


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"