«О прошлом и настоящем». Заметки командировочного исследователя творчества В.Э. Борисова-Мусатова
11.06.2013 12:57:00
В марте 2011 года заведующий Музеем-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова, Белонович Э.Н., провела исследовательскую работу музеях Санкт-Петербурга по изучению творчества В.Э. Борисова-Мусатова.
«Всем, кто хоть раз взялся за исследования «дел давно минувших дней…» знаком этот азарт, когда ты словно попадаешь на еле уловимый, но всё-таки осязаемый след, ведущий тебя…Нет, конечно, не к глобальному научному открытию, способному перевернуть наше представление о жизни до нас, но всё-таки к важному факту или уточнению, которые в сумме своей и помогают восстановить историческую ткань как можно более полно, как можно более ярко.
Творчеству художника В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905) посвящены серьёзные монографии и исследования, тиражи этих книг быстро исчезают с прилавков магазинов, и появление новых публикаций о художнике никогда не теряет своей актуальности.
В издательских планах Радищевского музея и его филиала музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова стоит подготовка издания, в которое бы вошли воспоминания о художнике его друзей и современников. Многие их них были изданы более 60-ти лет назад и стали библиографической редкостью или не изданы вовсе. За ними скромно скрываются авторы – люди, близкие художнику по духу, по образу мыслей: однокашник Мусатова по Академии Художеств художник Алексей Лушников, композитор Сергей Василенко, держатели магазина фотографических принадлежностей в Саратове Варвара и Апполинарий Добошинские, и конечно самые близкие друзья - виолончелист Михаил Букиник и литератор Владимир Станюкович.
Очевидно, что для предполагаемой книги необходима подготовка серьёзного комментария к текстам, статьи с биографиями авторов, и, конечно же, богатый иллюстративный материал.
Проделав вместе с коллегами большую подготовительную работу, проанализировав и наметив основные контуры будущего издания, я отправилась в командировку в Санкт-Петербург в архив Русского музея, где собраны важнейшие документы о жизни и творчестве художника. Командировка состоялась 13-19 марта 2011 года. Последовательно работая над изданием, я сосредоточилась на материалах, более полно раскрывающих личности В.К. Станюковича и М.Е. Букиника, их взаимоотношения.
Владимир Станюкович (1874-1939) и Михаил Букиник (1872-1947) и после смерти Борисова-Мусатова оставались его преданными друзьями, хранителями памяти о нём. Благодаря их инициативе и энергии, выставки произведений художника состоялись в 1906-1908 годах в Москве и Петербурге, а в 1909 г. в крупных центрах Украины: Киеве, Харькове, Одессе. Выставки проходили под патронажем киевского журнала «В мире искусства», и можно с определённой достоверностью предположить, что не без деятельного участия М. Букиника и В.Станюковича.

Творчеству художника В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905) посвящены серьёзные монографии и исследования, тиражи этих книг быстро исчезают с прилавков магазинов, и появление новых публикаций о художнике никогда не теряет своей актуальности.
В издательских планах Радищевского музея и его филиала музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова стоит подготовка издания, в которое бы вошли воспоминания о художнике его друзей и современников. Многие их них были изданы более 60-ти лет назад и стали библиографической редкостью или не изданы вовсе. За ними скромно скрываются авторы – люди, близкие художнику по духу, по образу мыслей: однокашник Мусатова по Академии Художеств художник Алексей Лушников, композитор Сергей Василенко, держатели магазина фотографических принадлежностей в Саратове Варвара и Апполинарий Добошинские, и конечно самые близкие друзья - виолончелист Михаил Букиник и литератор Владимир Станюкович.
Очевидно, что для предполагаемой книги необходима подготовка серьёзного комментария к текстам, статьи с биографиями авторов, и, конечно же, богатый иллюстративный материал.
Проделав вместе с коллегами большую подготовительную работу, проанализировав и наметив основные контуры будущего издания, я отправилась в командировку в Санкт-Петербург в архив Русского музея, где собраны важнейшие документы о жизни и творчестве художника. Командировка состоялась 13-19 марта 2011 года. Последовательно работая над изданием, я сосредоточилась на материалах, более полно раскрывающих личности В.К. Станюковича и М.Е. Букиника, их взаимоотношения.

В конце 1910 года Станюкович и Букиник выступили с публикациями в газетах «Речь» «Русские ведомости», где сообщали о готовящемся открытии памятника на могиле художника в Тарусе.
В эти годы В. Станюкович активно собирает архив о Борисове-Мусатове, обращается к его саратовским друзьям, с просьбой, выслать сохранившиеся письма и другие материалы. Таким образом, многие мусатовские письма дошли до нас в своём окончательном, беловом варианте. Но что очень важно: сохранились и черновики этих писем, в которых день за днём излагались надежды и тревоги, бытовая повседневность и творческие удачи художника. В 1906 году Владимир Станюкович издал монографию о художнике, которая была непосредственным и очень эмоциональным откликом на потерю близкого друга. Спустя время автор принялся за создание новой версии, основательно изучил эпистолярное наследие Мусатова и по ним воссоздал многие реалии его жизни.
В 1921 году Владимир Станюкович передал собранный бесценный материал в архив Государственного Русского музея. Но, к сожалению, вторая версия монографии о Борисове-Мусатове осталась неизданной. Цитаты из неё, так или иначе, использованы авторами многих публикаций о художнике.
Однако и сам автор, и его труд заслуживают самостоятельного издания и будут интересны современному читателю и как памятник давно ушедшей эпохи, современником которой был Станюкович, и как пример издания незаслуженно забытых первоисточников.
Нам почти ничего не известно о жизни Михаила Букиника в эмиграции (с 1922 года). Тем не менее, очевидно, что музыкант оставил бесценные свидетельства о выдающихся деятелях русской культуры, композиторах Чайковском и Рахманинове. Наконец, в 1944 году в журнале «Нью-Йорк» вышли «Мои воспоминания о художнике В.Э. Борисове-Мусатове», написанные живо и эмоционально, спустя четыре десятка лет после знакомства с давно ушедшем из жизни мастером. Букиник кратко, но ёмко сумел обрисовать характер отношений Станюковича и Мусатова, атмосферу их тёплого дружеского кружка, в шутку названного «Саратовским англицким клобом».
Взволнованно звучит заключительная часть воспоминаний, описывающая горькие дни осознания смерти художника.
…Письма, различные варианты текстов, фотографии, страницы печатных изданий, каталоги выставок – анализ этих документов неизбежно приводил к исправлениям, уточнениям, открытиям.

В Мусатовском зале я увидела интересную сценку: стайка студентов внимательно слушала своего педагога и отвечала на его вопросы. Разговор шёл о настроениях барышень с картины «Прогулка при закате».
Сценка эта вызвала целую гамму чувств, так как живой пример изучения истории русского искусства на фоне Мусатовских произведений не мог оставить меня равнодушной. Я сделала несколько кадров. Это не осталось не замеченным, и меня спросили, чем вызван мой столь сильный интерес к их скромным персонам. Тогда настал мой черёд удивлять: и я здесь не просто так, привезла привет с далёкой Волги. Разговорились. Стоит ли удивляться, что руководителем студентов оказался Валерий Вячеславович Гришков, искусствовед преподаватель Санкт-Петербургской Академии Театрального искусства. И сразу же выяснилось, что у нас много общих знакомых - художников, приезжающих летом на пленэры в небольшой городок на Волге Хвалынск родину К.С. Петрова-Водкина. Валерий Вячеславович не раз бывал в Хвалынске, и принимал деятельное участие в издании воспоминаний о хвалынском художнике Владиславе Полякове. Не бывает в Мусатовских залах случайных встреч! Через два дня мы снова встретились, чтобы обменяться книгами и буклетами.

Здесь хотя бы кратко хочется сказать о многочисленной семье Владимира Константиновича.
Старший его сын Николай Станюкович (1898-1977) в годы гражданской войны в 1920 году покинул Россию вместе с отступающими частями русской армии. В эмиграции Николай, как и многие соотечественники, оказавшиеся в трудных условиях, работал таксистом и шофёром частных лиц, был глубочайшим поклонником Николая Гумилёва. Публиковал стихи, рассказы, очерки, критические статьи. Умер в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Трое детей от второго брака Кирилл, Алексей и Татьяна в годы революции и гражданской войны были ещё совсем маленькими. Каждый из них прожил достойную жизнь, каждый реализовал себя в разных сферах науки.

Алексей Станюкович (1912-после 1997), физик, профессор, работал в Центральном котлотурбинном институте, участник Великой Отечественной Войны. В 1980-х годах Алексей Владимирович много общался с писателем Константином Шиловым, автором книг о Борисове-Мусатове. Благодаря этому общению в архив Радищевского музея попал один из вариантов машинописи неизданной монографии Владимира Станюковича. Также попал в музей и библиографическая редкость - номер журнала «В мире искусства» за 1909 год.
Татьяна Станюкович (1915-1992) – видный этнограф, научный сотрудник Института этнографии Академии Наук СССР. Автор многих этнографических исследований.
О судьбах незаурядных представителей семейства Станюковичей, о тесном переплетении прошлого и настоящего, о будущем издании и беседовали мы с Еленой Кирилловной, которая, в силу профессии и собственных интересов в настоящий момент и является, на мой взгляд, настоящей хранительницей духа семьи.

Вот так насыщенно и вместе с тем стремительно пролетели семь моих дней в Петербурге».
Элеонора Белонович, заведующий Музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"