УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИЦА
11.06.2013 11:08:00
11 марта 2009 года в 16.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева) открывается выставка печатной графики «Учитель и ученица» Александра Васильевича Скворцова и Нины Петровны Семеновой.
Творчество заслуженного художника России Нины Петровны Семёновой хорошо известно как в Саратове, так и за его пределами. Богатый художественный материал, выполненный в разнообразных техниках и посвящённый различным темам, позволяет автору вести активную выставочную деятельность. Встреча с произведениями Н.П. Семёновой всегда праздник для зрителя.
Тема выставки, открывающейся в небольших залах музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова – печатная графика, офорт, акватинта, меццо-тинто, линогравюра – излюбленные техники, в которых художник творила много лет. Большим стимулом к практическому и теоретическому изучению этого вида искусства для Н.П. Семёновой стал двухлетний опыт работы в мастерской своего учителя, известного саратовского художника-графика Александра Васильевича Скворцова (1894-1964).
Маленькие шедевры мастера из домашней коллекции Н.П. Семёновой вошли в состав выставки «Учитель и ученица». Их немного, всего четырнадцать произведений, тем не менее, они дают прекрасное представление о творческой манере автора, его любимых темах. Главная из них – Волга, её неоглядные просторы, бесчисленные рукава и протоки, лесистые острова и песчаные отмели. Художник охотно работал над пейзажами Хопра, Дона. Большинство представленных на выставке произведений выполнено в технике офорта, которой художник владел в совершенстве, филигранно. Имя этого мастера широко известно за пределами Саратова, о чем свидетельствует внушительный список музеев и частных коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Творческой биографии А.В. Скворцова посвящены глубокие и содержательные статьи искусствоведа, заведующего отделом русского искусства СГХМ имени А.Н. Радищева Е.И. Водоноса.
На наш взгляд, исследователь дал очень точное определение наследию мастера: «Искусство А.В. Скворцова – тихое искусство. Оно требует неторопливого и сосредоточенного созерцания, погруженности в тонкую и трепетную гармонию воссозданного им мотива… До глубокого восприятия его с виду такого простого и ясного искусства каждый зритель должен дозреть персонально. Оно всегда обращено не к толпе, а к человеку. Ибо простота тут весьма обманчива: это всегда преодолённая сложность. Искусство этого мастера, как и всякое настоящее искусство, требует от зрителя сотворчества».
Теплотой и любовью наполнены воспоминания Н.П. Семёновой о А.В Скворцове.
Знакомство с учителем состоялось в 1948 году на первом курсе художественного училища. А.В Скворцов преподавал рисунок, и старался внушить своим молодым подопечным, твёрдое убеждение, что владение рисунком – основа основ профессии художника. Уже в начале 1960-х годов, когда за плечами молодой художницы уже были и училище, и учеба в Московском Полиграфическом институте, новая, воистину счастливая встреча с учителем, состоялась на Волге, на саратовской набережной.
А.В. Скворцов жил неподалёку. Он пригласил Н.П. Семёнову домой, где располагалась его мастерская. Жадный до профессии, до творчества, до работы характер ученицы сразу потребовал кипучей деятельности. Нина Петровна помогала А.В. Скворцову печатать оттиски, попутно на практике постигая секреты мастерства. Да и в интеллигентном доме Скворцовых с огромной библиотекой просто хотелось бывать. Жена Нина Степановна была истинным ценителем искусства. Дружба с ней продолжалась много лет.
В те годы академией высшего класса многие художники называли подмосковный Дом творчества «Челюскинская».
Первая творческая поездка Н.П. Семёновой в знаменитый дом состоялась в 1967 году. Общение с художниками, собиравшимися в Подмосковье со всей огромной страны, давало дополнительный стимул к путешествиям, открытиям. Внимательный и чуткий глаз художника превращал новые впечатления в новые работы. Крым, Бахчисарай, Золотое кольцо, русский север – путешествия 1960-1970-х годов нашли свое отображение в офортах и акватинтах. Но уже в 1970-х годах Н.П. Семёнова открывает новую для себя технику – цветную линогравюру. Эта техника, пожалуй, позволяет соединить все пристрастия: любовь к цвету, к декоративности, и конечно, к печатной графике.
…Работая над выставкой, мы много беседовали с Ниной Петровной. И в ходе разговора спросили, что бы художник пожелал молодым авторам, пробующим себя в этих сложных, но таких красивых и значимо звучащих техниках печатной графики?
В ответ услышали, что во всем и всегда нужна особая любовь: к рисунку, к материалу, к своему делу.
Выставка продолжит свою работу до 10-го апреля 2009 года.
Материал подготовлен Элеонорой Белонович
Фоторепортаж события
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Тема выставки, открывающейся в небольших залах музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова – печатная графика, офорт, акватинта, меццо-тинто, линогравюра – излюбленные техники, в которых художник творила много лет. Большим стимулом к практическому и теоретическому изучению этого вида искусства для Н.П. Семёновой стал двухлетний опыт работы в мастерской своего учителя, известного саратовского художника-графика Александра Васильевича Скворцова (1894-1964).
Маленькие шедевры мастера из домашней коллекции Н.П. Семёновой вошли в состав выставки «Учитель и ученица». Их немного, всего четырнадцать произведений, тем не менее, они дают прекрасное представление о творческой манере автора, его любимых темах. Главная из них – Волга, её неоглядные просторы, бесчисленные рукава и протоки, лесистые острова и песчаные отмели. Художник охотно работал над пейзажами Хопра, Дона. Большинство представленных на выставке произведений выполнено в технике офорта, которой художник владел в совершенстве, филигранно. Имя этого мастера широко известно за пределами Саратова, о чем свидетельствует внушительный список музеев и частных коллекций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Творческой биографии А.В. Скворцова посвящены глубокие и содержательные статьи искусствоведа, заведующего отделом русского искусства СГХМ имени А.Н. Радищева Е.И. Водоноса.
На наш взгляд, исследователь дал очень точное определение наследию мастера: «Искусство А.В. Скворцова – тихое искусство. Оно требует неторопливого и сосредоточенного созерцания, погруженности в тонкую и трепетную гармонию воссозданного им мотива… До глубокого восприятия его с виду такого простого и ясного искусства каждый зритель должен дозреть персонально. Оно всегда обращено не к толпе, а к человеку. Ибо простота тут весьма обманчива: это всегда преодолённая сложность. Искусство этого мастера, как и всякое настоящее искусство, требует от зрителя сотворчества».
Теплотой и любовью наполнены воспоминания Н.П. Семёновой о А.В Скворцове.
Знакомство с учителем состоялось в 1948 году на первом курсе художественного училища. А.В Скворцов преподавал рисунок, и старался внушить своим молодым подопечным, твёрдое убеждение, что владение рисунком – основа основ профессии художника. Уже в начале 1960-х годов, когда за плечами молодой художницы уже были и училище, и учеба в Московском Полиграфическом институте, новая, воистину счастливая встреча с учителем, состоялась на Волге, на саратовской набережной.
А.В. Скворцов жил неподалёку. Он пригласил Н.П. Семёнову домой, где располагалась его мастерская. Жадный до профессии, до творчества, до работы характер ученицы сразу потребовал кипучей деятельности. Нина Петровна помогала А.В. Скворцову печатать оттиски, попутно на практике постигая секреты мастерства. Да и в интеллигентном доме Скворцовых с огромной библиотекой просто хотелось бывать. Жена Нина Степановна была истинным ценителем искусства. Дружба с ней продолжалась много лет.
В те годы академией высшего класса многие художники называли подмосковный Дом творчества «Челюскинская».
Первая творческая поездка Н.П. Семёновой в знаменитый дом состоялась в 1967 году. Общение с художниками, собиравшимися в Подмосковье со всей огромной страны, давало дополнительный стимул к путешествиям, открытиям. Внимательный и чуткий глаз художника превращал новые впечатления в новые работы. Крым, Бахчисарай, Золотое кольцо, русский север – путешествия 1960-1970-х годов нашли свое отображение в офортах и акватинтах. Но уже в 1970-х годах Н.П. Семёнова открывает новую для себя технику – цветную линогравюру. Эта техника, пожалуй, позволяет соединить все пристрастия: любовь к цвету, к декоративности, и конечно, к печатной графике.
…Работая над выставкой, мы много беседовали с Ниной Петровной. И в ходе разговора спросили, что бы художник пожелал молодым авторам, пробующим себя в этих сложных, но таких красивых и значимо звучащих техниках печатной графики?
В ответ услышали, что во всем и всегда нужна особая любовь: к рисунку, к материалу, к своему делу.
Выставка продолжит свою работу до 10-го апреля 2009 года.
Материал подготовлен Элеонорой Белонович
Фоторепортаж события
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"