НЕОБЫЧНАЯ МОДЕЛЬ ВИКТОРА БОРИСОВА-МУСАТОВА
11.06.2013 10:45:00
Экспозиция «Мусатовские музы» занимает одно из центральных мест в интерьере мемориального флигеля В.Э. Борисова-Мусатова, филиала Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. На фотографиях, выполненных самим художником, запечатлены женщины, чьи образы вошли в его живописные произведения. Понятие «мусатовские девушки» в наши дни имеет своё особое значение: это не салонные красавицы, а девушки немного грустные,
задумчивые, даже мечтательные и почти всегда с опущенными вниз глазами, выражающими какую-то недосказанность и тайну. Несмотря на то, что женские образы занимают центральное место в творчестве художника, круг моделей Борисова-Мусатова неширок.

Конечно, художник много и часто писал свою сестру Елену Эльпидифоровну Борисову-Мусатову, которая начала позировать для брата еще совсем девочкой. Еще одна постоянная модель – Надежда Юрьевна Станюкович, изящная, с тонкими чертами лица, ставшая для художника воплощением идеала женской красоты. Мусатов изображает и свою супругу Елену Владимировну Александрову. На его фотографиях и полотнах облик земных, знакомых Мусатову женщин приобретает бесплотные, почти призрачные черты, они становятся для него символом женственности и хрупкости. Но среди фотоэтюдов Виктора Борисова-Мусатова, представленных в постоянной экспозиции, часто особый интерес посетителей вызывает фото молодой яркой девушки, устремившейся в энергичном порыве навстречу и фотографу и

Уже в названии этой картины слышится что-то драгоценно-изысканное. Она пленяет зрителя непосредственной простотой сюжета, особым колоритом и музыкальностью. В «Изумрудном ожерелье» художнику очень поэтично удалось передать то еле уловимое состояние гармонии, в котором находятся порой человек и природа. Картина была написана в пригороде небольшого волжского городка Хвалынска, в Черемшанах, где Мусатовы провели лето 1903 года. Но замысел этого крупного полотна, очевидно, родился еще в Саратове. Об этом свидетельствуют и воспоминания

Кроме того, на рабочих эскизах, выполненных для «Изумрудного ожерелья», рукой Мусатова подписано, что одной из моделей является Яроцкая. Замысел картины менялся по мере своего воплощения, и из центра композиции этот образ переместился вправо, словно бы продолжая движение за рамки полотна.
Когда произошла встреча художника с Марией Яроцкой, теперь можно только догадываться. Возможно, он познакомился с ней через Юлию Домбровскую, одну из натурщиц Мусатова, с которой на одном из Саратовских танцевальных вечеров их свел приятель художника, виолончелист Михаил Букиник, а, возможно, – и на то намекают факты ее биографии – знакомство произошло из-за общего увлечения искусством: Яроцкая была студенткой Боголюбовского рисовального училища, а значит, интересовалась всем, связанным с живописью. Мария Яроцкая не проявила себя как художник, однако её творческая натура нашла себе другой способ самовыражения - Яроцкая стала актрисой, вошла в историю отечественного кинематографа. Многие факты биографии М. Яроцкой ещё предстоит узнать, а пока сведения о её жизни и творчестве можно почерпнуть из кратких статей на киносайтах и из значительной фильмографии.

В последствии она увлеклась театром, и в 1905 году стала брать уроки сценического мастерства у артиста и антрепренёра Строителева. В этом же году Мария отправилась в свои первые гастроли – в Херсон – и познакомилась там с блистательным комедийным актёром и драматургом Сергеем Антимоновым. Вскоре они поженились. За долгие годы её служения искусству ею было сыграно в театрах страны много главных и второстепенных ролей в самых разных по жанру спектаклях. С 1908 по 1919 год супруги играют в Петербургском театре «Кривое зеркало». В 1920-е годы возвращаются на родину. Сезон 1919—1920 года проводят в театре им. Луначарского Покровской Слободы (ныне город Энгельс), затем – в родной Саратов, и три сезона играют в Саратовском театре драмы им. К. Маркса.
Сезон 1923—1924 года Яроцкая встречает в театре «Кривой Джимми» в Москве. С 1924 по 1941 год она работает в

В кинематограф Яроцкая пришла уже в довольно зрелом возрасте. Поэтому запомнилась зрителям в театре и кино в амплуа милой старушки, доброй и отзывчивой, мягкой и понимающей. Такой непохожей на задорную и порывистую незнакомку с мусатовского полотна… Но лукавая озорная хитринка во взгляде уже немолодой актрисы все же напоминает нам молодую посетительницу мастерской саратовского художника.

29 октября 2008 года Марии Яроцкой исполнилось бы 115 лет. Для многих молодых людей, наверное, имя Марии Яроцкой не скажет ничего, для людей постарше она вспомнится как Ниловна из «Кавалера Золотой Звезды» или как Нина Капитоновна из «Двух капитанов», а может, по роли Матери в спектакле «Дети Ванюшина». Но для всех приходящих в мусатовский зал Третьяковкой Галереи и в саратовский музей-усадьбу В.Э. Борисова-Мусатова Мария Яроцкая – это вечно юная, полная энергии, желаний и надежд девушка, чей образ запечатлен на одном из лучших живописных произведений ХХ века.
Фотографии:
1. Фрагмент экспозиции музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова. Саратов.
2. Мария Яроцкая. Фото В.Э. Борисова-Мусатова. 1902-1903 гг.
3. В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье» 1903-1904 гг. ГТГ
4. Мария Яроцкая. Фото 1930-1940 гг.
5. Кадр из фильма «Поезд идёт на восток» 1947 г.
6. Памятник на могиле М.К. Яроцкой. Фото 2007 г.
В данной статье использованы материалы сайтов:
1. www.peoples.ru
2. www.saratov-kultura.ru
3. www.kino-teatr.ru
4. http://m-necropol.ru
Елена Платонова, Ирина Похазникова
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
Читала в интернете (
|