Искусственный патриотизм. Нужен ли городу мемориальный дом?
06.06.2013 11:00:00
Представители СМИ в репортажах и газетных публикациях не раз обращались к проблеме восстановления в полном объёме памятника истории и культуры второй половины XIX века городской усадьбы художника Виктора Борисова – Мусатова.
Чрезвычайное происшествие, случившееся 16 декабря 2007 года в усадьбе художника В.Э. Борисова-Мусатова, - пожар в двухэтажном мемориальном доме вновь вызвал отклик у представителей Саратовской прессы. В еженедельнике «Репортёр» № 51 (776) от 26 декабря 2007 года вышла статья журналиста Зои Праминой «Искусственный патриотизм. Нужен ли городу мемориальный дом?»
Несмотря на некоторые фактические неточности, публикуем полный текст статьи.
«В наши дни немало говорится о воспитании в подрастающем поколении патриотизма, любви к родной стране, родному городу. А это значит не только рассказывать о выдающемся прошлом России и людей, вписавших свое имя в анналы истории. Это значит – в первую очередь – заботиться о том, чтобы сохранить память о тех. Кто своей жизнью, трудом или творчеством прославил наш родной край. Однако для саратовских властей, похоже, не имеет значения тот факт, что наш город – родина огромного числа известнейших людей, и память о них пока ещё хранят саратовские улочки.
«Окно» в неизвестность
Многие знают, что в доме №33 по ул. Вольской провёл своё детство известный художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.
Чрезвычайное происшествие, случившееся 16 декабря 2007 года в усадьбе художника В.Э. Борисова-Мусатова, - пожар в двухэтажном мемориальном доме вновь вызвал отклик у представителей Саратовской прессы. В еженедельнике «Репортёр» № 51 (776) от 26 декабря 2007 года вышла статья журналиста Зои Праминой «Искусственный патриотизм. Нужен ли городу мемориальный дом?»
Несмотря на некоторые фактические неточности, публикуем полный текст статьи.
«В наши дни немало говорится о воспитании в подрастающем поколении патриотизма, любви к родной стране, родному городу. А это значит не только рассказывать о выдающемся прошлом России и людей, вписавших свое имя в анналы истории. Это значит – в первую очередь – заботиться о том, чтобы сохранить память о тех. Кто своей жизнью, трудом или творчеством прославил наш родной край. Однако для саратовских властей, похоже, не имеет значения тот факт, что наш город – родина огромного числа известнейших людей, и память о них пока ещё хранят саратовские улочки.
«Окно» в неизвестность
Многие знают, что в доме №33 по ул. Вольской провёл своё детство известный художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.

- В 1876 году семья Мусатовых и 6-летний Виктор приехали сюда и поселились в этом доме, который тогда был одноэтажным, - рассказывает заведующая музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатов Элеонора Белонович. – Здесь они прожили до 20-летия художника. Когда Мусатов уехал учиться в Москву, дом обложили кирпичом и надстроили второй этаж. Мать художника сдавала его в наём, а сама жила во флигеле. В 1903 году Борисов-Мусатов продал усадьбу, переехав в Подмосковье.
Можно смело говорить о том, что первый этаж здания имеет мемориальный характер – первые произведения Борисовым-Мусатовым были написаны именно здесь. В том числе его известное полотно «Окно», которое сегодня входит в состав коллекции Третьяковской галерее, где изображено окно этого самого дома.
Дом на Вольской, 33 а также флигель этого дома ещё в середине 1920-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской Области XIX века. Однако в 1930-е годы имя художника официально было предано забвению. А его творчество названо «буржуазным». В бывшей усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры. Чудом уцелел маленький деревянный флигель. «Возвращение» Мусатова пришлось на времена «оттепели», было решено создать мемориальный музей великого художника, и в 1984 году оба здания были переданы на баланс Радищевского музея. Отселить жильцов смогли только из флигеля, который в 1984 году был передан на баланс Радищевского музея, где в 2000 году и был открыт музей.
О жителях двухэтажки - забыли. Между тем пристройка дома с Вольской уже отваливается, она считается аварийной. А сам дом несколько лет назад ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова признал «непригодным для постоянного проживания».
- Уже в 80-е годы здание считалось ветхим, - поделился с корреспондентом «Репортёра» житель одной из квартир Михаил Фефилов. – В 1987-м соседнее здание расселили, наш дом был следующим на очереди. Но тут в стране произошёл переворот, а мы превратились в «заложников музея» - мы ведь понимаем, что музей расселить нас не сможет, а городские власти, казалось бы, о нашем существовании забыли.
С просьбой принять необходимые меры жители двухэтажки обратились к Владимиру Путину. Президент поручил губернатору разобраться, после чего управление охраны культурного наследия провело проверку и выяснило, что здание находится в «крайне неудовлетворительном, местами аварийном состоянии, требуется комплекс ремонтно-восстановительных работ», которые должна провести администрация района. По словам старожилов, не то что восстановительных, вообще никаких ремонтных работ в этом доме не производилось уже более полувека.
- В администрации Октябрьского района. Куда мы обращались неоднократно, знают о нашей проблеме, но на все наши просьбы мы получаем от чиновников лишь отписки, - продолжает Михаил Логинович.
«Горят не только рукописи»
Стенания жителей дома и работников музея-усадьбы, наверное, ещё долгое время оставались бы их собственными проблемами. Но недавно в доме на Вольской, 33, случился пожар. Дело в том, что в здании, построенном более 150 лет назад, существует лишь печное отопление. 16 декабря в одной из квартир на втором этаже от искры дымохода загорелось чердачное перекрытие.
Надо отдать должное пожарным – они приехали быстро, все потушили. Однако у жителей ветхой двухэтажки теперь другая проблема – крышу, которая и так подтекала, во время тушения сильно покоробили. - Весной, когда снег начнёт таять, в дыры ещё больше, чем раньше, вода будет литься, - пожаловался Фефилов. – Когда пожарные поливали, мне пришлось подставлять тазики. А у соседей, где возгорание было, и потолок, и стенка, и печка теперь раздолбаны. Печка отапливала три комнаты, получается, они теперь без отопления будут жить? Людмила Егорова, жительница горевшей квартиры, без слёз не может говорить о случившемся. Но ещё больше её пугают последствия: - Теперь дома очень холодно, приходится тепло одеваться, - жалуется Людмила Александровна.- Света в той комнате, где произошёл пожар, нет, да я и в других боюсь включать – от сырости проводка может загореться! Чего ждать теперь, что дом просто рухнет?
Не надеясь на власть городскую, жители «мемориального» дома собираются вновь просить заступничества у власти федеральной и уже подготовили вторичное письмо президенту, сопроводив его копиями чиновничьих отписок. Главный же трагизм создавшейся ситуации в том, что пришёл в упадок и постепенно разрушается не просто дом, а памятник, хранитель истории, часть музейного комплекса. А пожар произошёл в непосредственной близости от действующего музея. При правильном подходе городских властей мусатовскую усадьбу можно было бы превратить в самую настоящую культурную Мекку для ценителей творчества художника.
- Сейчас имя Борисова-Мусатова очень известно, к нам в музей приезжают люди со всех концов страны, интересуются жизнью великого художника, - говорит Элеонора Белонович. – Мы гордимся Мусатовым, вывозим его работы на различные выставки, проводящиеся в том числе и за пределами России, а в родном городе художника нет дела до того, что мы можем потерять и этот памятник…
В 2010 году будут отмечаться два юбилея – 125 лет государственному художественному музею имени А.Н. Радищева и 10 лет музею-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Для города было бы отличным подарком, если бы на Вольской, 33, открылась наконец-то УСАДЬБА художника – двухэтажный дом, флигель, мусатовский сад.
Остаётся только уповать на благоразумие наших властей, которые не только могут, но и должны вмешаться в ситуацию с музеем-усадьбой. Потому что это именно то, на чём мы в дальнейшем будем воспитывать наших детей, приобщать их к прекрасному, доброму, вечному…».
Зоя Прамина
Краткий комментарий статьи от сотрудников музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова:
Усадьба художника В.Э. Борисова-Мусатова, памятник истории и культуры второй половины XIX века состоит из двухэтажного дома, флигеля и территории двора и сада. В 1984 году на баланс Радищевского музея был передан ТОЛЬКО деревянный флигель, к тому времени сильно обветшавший и давно расселённый.
Двухэтажный мемориальный дом так и остался на городском балансе. С этого же времени Радищевский музей неоднократно выступал к городским властям с ходатайствами об отселении жильцов из двухэтажного дома. В 1991 году музей получил разработанный проект реконструкции и реставрации усадьбы в полном объёме, однако осуществить его так и не удалось из-за не решённого вопроса об отселении.
Элеонора Белонович
Можно смело говорить о том, что первый этаж здания имеет мемориальный характер – первые произведения Борисовым-Мусатовым были написаны именно здесь. В том числе его известное полотно «Окно», которое сегодня входит в состав коллекции Третьяковской галерее, где изображено окно этого самого дома.
Дом на Вольской, 33 а также флигель этого дома ещё в середине 1920-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской Области XIX века. Однако в 1930-е годы имя художника официально было предано забвению. А его творчество названо «буржуазным». В бывшей усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры. Чудом уцелел маленький деревянный флигель. «Возвращение» Мусатова пришлось на времена «оттепели», было решено создать мемориальный музей великого художника, и в 1984 году оба здания были переданы на баланс Радищевского музея. Отселить жильцов смогли только из флигеля, который в 1984 году был передан на баланс Радищевского музея, где в 2000 году и был открыт музей.
О жителях двухэтажки - забыли. Между тем пристройка дома с Вольской уже отваливается, она считается аварийной. А сам дом несколько лет назад ДЕЗ по Октябрьскому району г. Саратова признал «непригодным для постоянного проживания».
- Уже в 80-е годы здание считалось ветхим, - поделился с корреспондентом «Репортёра» житель одной из квартир Михаил Фефилов. – В 1987-м соседнее здание расселили, наш дом был следующим на очереди. Но тут в стране произошёл переворот, а мы превратились в «заложников музея» - мы ведь понимаем, что музей расселить нас не сможет, а городские власти, казалось бы, о нашем существовании забыли.
С просьбой принять необходимые меры жители двухэтажки обратились к Владимиру Путину. Президент поручил губернатору разобраться, после чего управление охраны культурного наследия провело проверку и выяснило, что здание находится в «крайне неудовлетворительном, местами аварийном состоянии, требуется комплекс ремонтно-восстановительных работ», которые должна провести администрация района. По словам старожилов, не то что восстановительных, вообще никаких ремонтных работ в этом доме не производилось уже более полувека.
- В администрации Октябрьского района. Куда мы обращались неоднократно, знают о нашей проблеме, но на все наши просьбы мы получаем от чиновников лишь отписки, - продолжает Михаил Логинович.
«Горят не только рукописи»

Надо отдать должное пожарным – они приехали быстро, все потушили. Однако у жителей ветхой двухэтажки теперь другая проблема – крышу, которая и так подтекала, во время тушения сильно покоробили. - Весной, когда снег начнёт таять, в дыры ещё больше, чем раньше, вода будет литься, - пожаловался Фефилов. – Когда пожарные поливали, мне пришлось подставлять тазики. А у соседей, где возгорание было, и потолок, и стенка, и печка теперь раздолбаны. Печка отапливала три комнаты, получается, они теперь без отопления будут жить? Людмила Егорова, жительница горевшей квартиры, без слёз не может говорить о случившемся. Но ещё больше её пугают последствия: - Теперь дома очень холодно, приходится тепло одеваться, - жалуется Людмила Александровна.- Света в той комнате, где произошёл пожар, нет, да я и в других боюсь включать – от сырости проводка может загореться! Чего ждать теперь, что дом просто рухнет?
Не надеясь на власть городскую, жители «мемориального» дома собираются вновь просить заступничества у власти федеральной и уже подготовили вторичное письмо президенту, сопроводив его копиями чиновничьих отписок. Главный же трагизм создавшейся ситуации в том, что пришёл в упадок и постепенно разрушается не просто дом, а памятник, хранитель истории, часть музейного комплекса. А пожар произошёл в непосредственной близости от действующего музея. При правильном подходе городских властей мусатовскую усадьбу можно было бы превратить в самую настоящую культурную Мекку для ценителей творчества художника.
- Сейчас имя Борисова-Мусатова очень известно, к нам в музей приезжают люди со всех концов страны, интересуются жизнью великого художника, - говорит Элеонора Белонович. – Мы гордимся Мусатовым, вывозим его работы на различные выставки, проводящиеся в том числе и за пределами России, а в родном городе художника нет дела до того, что мы можем потерять и этот памятник…
В 2010 году будут отмечаться два юбилея – 125 лет государственному художественному музею имени А.Н. Радищева и 10 лет музею-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. Для города было бы отличным подарком, если бы на Вольской, 33, открылась наконец-то УСАДЬБА художника – двухэтажный дом, флигель, мусатовский сад.
Остаётся только уповать на благоразумие наших властей, которые не только могут, но и должны вмешаться в ситуацию с музеем-усадьбой. Потому что это именно то, на чём мы в дальнейшем будем воспитывать наших детей, приобщать их к прекрасному, доброму, вечному…».
Зоя Прамина
Краткий комментарий статьи от сотрудников музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова:
Усадьба художника В.Э. Борисова-Мусатова, памятник истории и культуры второй половины XIX века состоит из двухэтажного дома, флигеля и территории двора и сада. В 1984 году на баланс Радищевского музея был передан ТОЛЬКО деревянный флигель, к тому времени сильно обветшавший и давно расселённый.
Двухэтажный мемориальный дом так и остался на городском балансе. С этого же времени Радищевский музей неоднократно выступал к городским властям с ходатайствами об отселении жильцов из двухэтажного дома. В 1991 году музей получил разработанный проект реконструкции и реставрации усадьбы в полном объёме, однако осуществить его так и не удалось из-за не решённого вопроса об отселении.
Элеонора Белонович